«Автономия (от греч. autos — сам + nomos — закон) — (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения» (Мир Психологии, — www.persev.ru).
«Автономия (Духовная автономность) как качество личности – способность жить своим разумом, обладать некоторой независимостью, определённой степенью самостоятельности» (Ковалев П.Д. Автономия (Духовная автономность), — podskazki.info).
Как качество личности, автономия является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.
«Интеллигенция — люди, свободные в своих убеждениях, не зависящих от принуждений экономических, парламентарных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам» (Лихачев Д.С. Письмо в редакцию).
«Интеллигентность — это набор личностных качеств, таких, как чуткость, любознательность, ответственность, скромность, критичность, самостоятельность мысли» (Петров Б.С. Интеллигент или интеллектуал?).
«Основная цель интеллигенции — умение сохранить свою духовную автономию в непростых условиях манипуляции со стороны олигархов и направить силы на благо народа» (Антюхина А.В. Интеллигенция: социально-исторический портрет).
Автономия — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания автономии — интерес к автономии как качеству личности, уважительное отношение к людям с развитой независимостью мышления (автономией), стремление быть автономной личностью, критическое отношение к гетерономии.
«Автономия, право самоуправления, самостоятельность народа, земли; независимость» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка).
«В любое время среди её представителей находились люди, сохранившие лучшие черты дореволюционной интеллигенции: внутреннюю независимость, свободу мысли, самостоятельность мышления, критичность и считавшие своим долгом борьбу со всеми проявлениями социального зла, чего бы это им не стоило» (Кошелева Л.А. Интеллигенция как феномен русской культуры).
«Какого добра ожидать от нашей нравственности, когда с младенчества учат нас во всем держаться средины, удаляться от всего, что не принято всеми, не предпринимать ничего без положительной, так называемой полезной цели» (Одоевский В.Ф. Психологические заметки).