Автономия

«Автономия (от греч. autos — сам + nomos — закон) — (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения» (Мир Психологии, — http://www.persev.ru).

«Автономия (Духовная автономность) как качество личности – способность жить своим разумом, обладать некоторой независимостью, определённой степенью самостоятельности» (Ковалев П.Д. Автономия (Духовная автономность), — podskazki.info).

Как качество личности, автономия является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.

Автономия входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Интеллигентность — это набор личностных качеств, таких, как чуткость, любознательность, ответственность, скромность, критичность, самостоятельность мысли» (Петров Б.С. Интеллигент или интеллектуал?).

«… интеллигентность в России — это прежде всего независимость мысли при европейском образовании. (Почему европейском — скажу ниже.) А независимость эта должна быть от всего того, что ее ограничивает, — будь то, повторяю, партийность, деспотически властвующая над поведением человека и его совестью, экономические и карьерные соображения и даже интересы специальности, если они выходят за пределы допустимого совестью» (Лихачев Д. О русской интеллигенции).

«Н.А. Бердяев в «веховской» статье связывает возникновение интеллигенции с именем В.Г. Белинского, которого называет «отцом русской интеллигенции». Однако несколько десятилетий спустя, считает возможным отодвинуть границы возникновения интеллигенции до конца XVIII века, поскольку уже в деятельности А.Н. Радищева и Н.И. Новикова усматривает типичные для интеллигентского мировоззрения черты — независимость мышления и оппозиционность существующей власти. …

Определяющими качествами интеллигенции, придающими ей качественную определённость, А.И. Солженицин считает, независимость мышления и самоотверженную деятельность на благо страны. …

В любое время среди её представителей находились люди, сохранившие лучшие черты дореволюционной интеллигенции: внутреннюю независимость, свободу мысли, самостоятельность мышления, критичность и считавшие своим долгом борьбу со всеми проявлениями социального зла, чего бы это им не стоило. Среди них писатель В.Г. Короленко, призывавшего до последнего вздоха протестовать против: «безрассудных расстрелов и против детоубийства. Нельзя силой навязать новые формы жизни, которые народ ещё не осознал и не принял. Без свободы невозможно достигнуть справедливости, и за посягательство на свободу самоопределения народа их ждёт расплата» (Кошелева Л.А. Интеллигенция как феномен русской культуры).

Автономия — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания автономии — интерес к автономии как качеству личности, уважительное отношение к людям с развитой независимостью мышления (автономией), стремление быть автономной личностью, критическое отношение к гетерономии.

К СПИСКУ:

Автономия: 1 комментарий

  1. «Автономия, право самоуправления, самостоятельность народа, земли; независимость» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка).

    «Какого добра ожидать от нашей нравственности, когда с младенчества учат нас во всем держаться средины, удаляться от всего, что не принято всеми, не предпринимать ничего без положительной, так называемой полезной цели» (Одоевский В.Ф. Психологические заметки).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 + 11 =