«Автономия (от греч. autos — сам + nomos — закон) — (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения» (Мир Психологии, — http://www.persev.ru).
«Автономия (Духовная автономность) как качество личности – способность жить своим разумом, обладать некоторой независимостью, определённой степенью самостоятельности» (Ковалев П.Д. Автономия (Духовная автономность), — podskazki.info).
Как качество личности, автономия является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.
«Интеллигентность — это набор личностных качеств, таких, как чуткость, любознательность, ответственность, скромность, критичность, самостоятельность мысли» (Петров Б.С. Интеллигент или интеллектуал?).
«… интеллигентность в России — это прежде всего независимость мысли при европейском образовании. (Почему европейском — скажу ниже.) А независимость эта должна быть от всего того, что ее ограничивает, — будь то, повторяю, партийность, деспотически властвующая над поведением человека и его совестью, экономические и карьерные соображения и даже интересы специальности, если они выходят за пределы допустимого совестью» (Лихачев Д. О русской интеллигенции).
«Н.А. Бердяев в «веховской» статье связывает возникновение интеллигенции с именем В.Г. Белинского, которого называет «отцом русской интеллигенции». Однако несколько десятилетий спустя, считает возможным отодвинуть границы возникновения интеллигенции до конца XVIII века, поскольку уже в деятельности А.Н. Радищева и Н.И. Новикова усматривает типичные для интеллигентского мировоззрения черты — независимость мышления и оппозиционность существующей власти. …
Определяющими качествами интеллигенции, придающими ей качественную определённость, А.И. Солженицин считает, независимость мышления и самоотверженную деятельность на благо страны. …
В любое время среди её представителей находились люди, сохранившие лучшие черты дореволюционной интеллигенции: внутреннюю независимость, свободу мысли, самостоятельность мышления, критичность и считавшие своим долгом борьбу со всеми проявлениями социального зла, чего бы это им не стоило. Среди них писатель В.Г. Короленко, призывавшего до последнего вздоха протестовать против: «безрассудных расстрелов и против детоубийства. Нельзя силой навязать новые формы жизни, которые народ ещё не осознал и не принял. Без свободы невозможно достигнуть справедливости, и за посягательство на свободу самоопределения народа их ждёт расплата» (Кошелева Л.А. Интеллигенция как феномен русской культуры).
Автономия — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания автономии — интерес к автономии как качеству личности, уважительное отношение к людям с развитой независимостью мышления (автономией), стремление быть автономной личностью, критическое отношение к гетерономии.
«Автономия, право самоуправления, самостоятельность народа, земли; независимость» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка).
«Какого добра ожидать от нашей нравственности, когда с младенчества учат нас во всем держаться средины, удаляться от всего, что не принято всеми, не предпринимать ничего без положительной, так называемой полезной цели» (Одоевский В.Ф. Психологические заметки).