Различение понятий как условие интеллигентности

«Жить относительными истинами для нас становится катастрофически опасным»
Г.Г. Мирошниченко

Если внимательно вглядеться в лица людей, являющихся для нас образцами интеллигентности, можно заметить одно свойство, которое отличает их от всех остальных. Их лица преисполнены достоинства. Ни высокомерие, ни чванство, ни, тем более, презрение, а именно достоинство является их характерной чертой.

Первые признаки несгибаемости духа, являющейся одним из проявлений человеческого достоинства, можно видеть в поступках, поведении и образе жизни жертв Никоновских реформ. Эту же мысль можно встретить у Д.Лихачева:

«Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурой работы, деликатностью и пр., и пр. Не нахожу слов, чтобы описать мой восторг перед ними. Хуже получилось с крестьянами бывших орловской и тульской губерний: там забитость и неграмотность от крепостного права, нужды. А поморы обладали чувством собственного достоинства. Они размышляли»[1].

Наличие чувства собственного достоинства (гордости[2]) является одним из основных (базовых, ключевых) признаков интеллигентности. Сложность этого качества и, как следствие, причина редкости заключается в том, что оно очень близко по характеру, но противоположно по знаку другому качеству – гордыне[3]. Если гордость – это чувство собственного достоинства, то гордыня – чувство собственного превосходства. И, несмотря на противоположность, оба эти качества занимают в менталитете человека одно и то же пространство и находятся межу собой в обратно пропорциональном соотношении, т.е., чем больше одного, тем меньше другого из них. Между понятиями «гордость» и «гордыня» очень тонкая грань. Чтобы ее не переступать, нужны мудрость и такт.

Наличие у человека гордости свидетельствует о его порядочности. Истинный интеллигент не будет врать, изворачиваться, утаивать, выгадывать, поскольку это ниже его достоинства[4]. Поэтому ему были свойственны честность, откровенность, принципиальность и т.п.

О порядочности человека, лишенного чувства собственного достоинства, говорить не приходится[5].

Кроме гордости, двумя другими качествами русского интеллигента были любознательность и благородство, в развитом виде находящие воплощение в профессионализме и патриотизме.

Завершая один из выпусков передачи «Служу Отчизне», посвященного дедовщине, ее ведущий Б.Галкин сказал:

«Пока во всем нашем обществе не будет цениться чувство собственного достоинства, дедовщину в армии не искоренить».

Неоднократно замечено, что не учитывать достоинство других людей способен лишь человек, у которого своего достоинства нет. Мы будем унижать друг друга, издеваться друг над другом до тех пор, пока не научимся ценить, уважать, лелеять Ее Величество Гордость. А для этого, как минимум, мы должны уметь гордость и гордыню между собой отличать. Как бы вызывающе это не выглядело, но можно предположить, что добрая половина несчастий на земле русской происходит из-за недопонимания (и вытекающих из этого последствий) смысла этих двух важнейших понятий[6].

На каждом шагу мы сталкиваемся с проявлением непонимания их сути. Огромное число наших соотечественников (в том числе и многоуважаемых) между гордостью и гордыней разницы не видят. В лучшем случае, гордыню понимают как чрезмерную гордость, но это в лучшем, а, как правило, их считают синонимами. Отождествляя эти понятия в своем сознании, мы не различаем их между собой и в практической деятельности. А, когда это происходит в массовом масштабе, когда люди повсеместно демонстрируют друг перед другом свое «я», очень плохо находя между собой общий язык, в итоге имеем несогласованность действий, низкую результативность, соответствующий уровень жизни.

И даже такой знаток человеческих душ как Ф.М.Достоевский в своей знаменитой речи, используя предложенное Пушкиным понятие, восклицал:

«Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость»[7],

Наверняка писатель под понятием «гордый» подразумевал человека, преисполненного гордыни. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что во многих его произведениях проявление гордости им вовсе не осуждается:

«Великий писатель предшествовавшей эпохи, в финале величайшего из произведений своих, олицетворяя всю Россию в виде скачущей к неведомой цели удалой русской тройки, восклицает: «Ах тройка, птица тройка, кто тебя выдумал!» — и в гордом восторге прибавляет, что пред скачущею сломя голову тройкой почтительно сторонятся все народы»[8].

Где же находятся корни всей этой путаницы?

Вот два определения гордости, взятых из двух источников. Первое — из Словаря по этике[9], второе – из Православной энциклопедии «Азбука веры»[10]:

1. ГОРДОСТЬ — общественное и моральное чувство, в к-ром выражается уважение человека к себе; форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, Г. определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, к-рые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство.

2. ГОРДОСТЬ – наиглавнейшая греховная страсть, выражающаяся, по слову св. Иоанна Лествичника, в отвержении Бога и презрении людей. Гордость (наряду с тщеславием) считается наиболее опасной греховной страстью, поскольку ее повод лежит не в материальном (чувственно-воспринимаемом) мире, а в мире духовном. Так, блуд или сребролюбие, тянут человека к видимым временным благам, а гордость — к наслаждению своим падшим «я», к утверждению своей самости в противовес Богу и ближнему…

В одном языке два определения одного и того же понятия с совершенно разным толкованием. Откуда же возьмется в русском сознании негативное отношение к высокомерию и заносчивости, например, если не понятно, как относиться к гордости, — как к добродетели или как к недостатку?

А гордость, как уже говорилось, связана с достоинством, достоинство, в свою очередь, — с честью, честь – с честностью, честность – с совестью, совесть – с порядочностью и т.д. И получается, что, наведя тень на плетень в одном понятии, вносим сумятицу в целую совокупность качеств нравственного характера.

А, если это на уровне целого народа, говорящего на одном языке?

В этом случае получаем не просто народ, — одна половина которого читает Словарь по этике и поэтому имеет гордость, а вторая читает Православную энциклопедию и предпочитает гордости не иметь, — а совокупность людей, у которых достоинство, гордость, гордыня, превосходство перепутано не только в сознании, но и в поведении, во взаимоотношениях, в быту и производственной деятельности. Место собственного достоинства занято собственным превосходством, демонстрируемым любым образом, везде и всюду. Мы только и думаем, как бы не отстать, опередить, доказать, преуспеть, утереть… Мы только и делаем, что демонстрируем друг другу свое превосходство, нередко проявляя при этом высокомерие, надменность, чванство, презрение, цинизм и т.п.

Получается, у целого народа вытравили положительную моральную категорию, а ее место заняла другая, аморальная, с отрицательными свойствами и негативными последствиями[11].

Так и это еще не все. От людей, не знающих, что такое чувство собственного достоинства, бессмысленно ожидать проявления чувства национального достоинства. Поэтому, вместо здорового национализма и патриотизма, продиктованного чувством национального достоинства, мы видим демонстрацию национального превосходства на уровне нацизма[10], или национального самоуничижения, проявляющегося в заискивании перед Западом.

А причина, повторяю, в непонимании и неоднозначном толковании понятия «гордость».

У русских интеллигентов сумятицы не было. Поэтому, их взгляды, поступки, поведение дают основание видеть в их лице подлинных патриотов, преданных своей отчизне, обладающих высоким чувством не только собственного, но и национального достоинства.

Мы же должны понять, что, сколько революций и переворотов не совершим, сколько нефти и газа на Запад не перекачаем, сколько товаров не импортируем, жить достойно мы будем лишь тогда, когда всем миром научимся ценить интеллигентность и ее составляющую – чувство собственного достоинства[13].

________________________
1. См. Лихачев Д.С. Вокруг разговоров об интеллигентности.l
2. Гордость — и, [ жен. род ] I. Чувство собственного достоинства, самоуважения. (Словарь синонимов С.Ожегов, Н.Ю.Шведовой)
3. Гордость — обоснованные чувства собственного достоинства, значимости, чести, в которых проявляется самоуважение человека к самому себе, а также любовь к своему народу, к своему Отечеству. Обычно Г. обусловлена реальными успехами, достижениями, заслугами человека, или его страны, нации. Это чувство в известной мере предопределяет поведение людей, предполагая нравственные поступки, и предостерегая от недостойных. Однако чрезмерное самопочитание, превышение меры гордости за себя, за кого-либо или за что-либо перерастает в свою противоположность — в гордыню, первый из семи смертных грехов. Следовательно, гордыня – это не только теологический грех, но и нравственный, психологический и социальный недостаток, как одна из форм реализации глупости. Как таковая она образует препятствие для отношений с другим и отличается определенным культом внутреннего мира и тайны, а также неизменной тенденцией рассматривать другого как чистое ничто. Гордыня – незаслуженное чувство своего мнимого превосходства, завышенная самооценка. Проявляется гордыня также в высокомерии, в зазнайстве, в нетерпимости, в чванливой властности, в невежестве, в презрительном, неуважительном отношении к людям, представляя собой позицию социального вызова, социальной глупости, которые влекут за собой те же самые катастрофы, приписываемые древними греками мести богов (Зорин В. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь).
4. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, характеризуется наличием у него нравственных принципов, идейных убеждений, политических взглядов и гражданской позиции. Чем конкретнее контуры и содержание этих понятий, тем тверже и независимее является человек. Но, отождествляя гордость с гордыней, мы перестали видеть разницу между достоинством и превосходством, поэтому функцию достоинства нередко заменяет превосходство, никакими принципами, убеждениями, взглядами и позициями не подкрепленное.
5. Хотя, на самом деле, чувство собственной неполноценности тоже достойно внимательного изучения и объективной оценки, поскольку способно иметь коварные проявления. Людей, способных признать свое несовершенство ради достижения каких-то меркантильных целей, гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. При этом стоит учитывать, что каждый, кто готов расписаться в собственном несовершенстве, беспомощности, бессилии, — не просто откровенный человек. Это человек, лишенный чувства собственного достоинства, т.е. гордости, и поэтому непредсказуемый, ненадежный и опасный. Таких следует сторониться. В народе о таких говорят: «Хоть плюй в глаза, а ему божья роса».
6. Европа в лице католической церкви еще в средние века отнесла гордыню к числу первородных грехов. Поэтому там люди ее проявляют гораздо реже, но, когда нужно, способны проявить гордость – выйти, например, с акцией протеста на улицы, если правительство ущемляет их права.
7. См. Достоевский Ф.М. Дневник Писателя. Речь о Пушкине.
8. См. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы.
9. http://moralphilosophy.ru/pg/gordost’.htm
10. https://azbyka.ru/gordosthttp://azbyka.ru
11. Причина дефицита чувства собственного достоинства в русских людях, вероятнее всего, не одна, а, как минимум, четыре: уже упомянутая нечеткость представлений о понятиях гордости и гордыни, никоновские реформы, крепостное право и административно-командная система советского периода. Никоновские реформы очень жестоко обошлись с самыми убежденными верующими. Вместо преклонения перед проявленной ими стойкостью, причиной которой было свойственное им чувство собственного достоинства, их подвергли гонениям. Это не могло не отразиться на менталитете народа. Крепостное право разделило русских людей на помещиков и крестьян, хозяев и холопов, грамотных и неучей, свет и чернь. Соответственно, психологически одна категория чувствовала и демонстрировала свое превосходство, а другая – собственную неполноценность. Достоинству в этой среде места было мало. Административно-командная система советского периода приучила людей жить по принципу «я начальник, — ты дурак, ты начальник, — я дурак». В этих условиях традиция одной категории сограждан испытывать превосходство, а другой – неполноценность не только сохранилась, но и окрепла, приобретя уродливые, а иной раз, и жестокие формы.
12. Невольно вспоминаются справедливые рассуждения В.Кантора, отметившего, что «… самовозвеличивание есть проявление несвободы, страха перед умом и силой духа других, боязнь, что ничего своего невозможно будет противопоставить» (Кантор В. К проблеме самосознания русской культуры).
13. Хотелось бы также напомнить, — особенно родителям и руководителям, — справедливость утверждения о том, что жизнь не такая, какая есть, а такая, какой мы ее себе представляем. Подчеркивай постоянно человеку, какой он плохой, он невольно плохим и станет, повторяй, что он свинья, — он и захрюкает. А научишься замечать хорошее в человеке, отмечать это, — глядишь, его самооценка повысилась, хорошим мнением о себе он начинает дорожить, старается возлагаемые на него надежды оправдывать, огорчается, если что-то не получается. Особенно в человеческом к себе отношении нуждаются люди скромные, порядочные, старательные. И, если руководитель сумеет среди своих подчиненных разглядеть именно таких, и будет с ними тактичен, своим отношением к работе они не раз сумеют убедить его в правильности избранного стиля.

г.

К РУБРИКЕ:

Различение понятий как условие интеллигентности: 1 комментарий

  1. «Надо всегда быть честными, прямыми с людьми, доходчивыми и самое главное — все это должно происходить в нормальной, доброжелательной, свойственной российским людям манере, без всякого чванства и чувства собственного превосходства над рядовым гражданином» (Путин призвал «Единую Россию» не почивать на лаврах).

    «Чем выше уровень духовного развития человека, тем он менее склонен к высокомерию и чувству собственной исключительности, так как более чем иные, осознает вселенское единство и взаимозависимость всех со всеми. Высокомерие и чванство, разного рода снобизм, как простейшие проявления гордыни, являются уделом примитивных представителей человечества, коих на планете всегда большинство. Кто у нас чванлив и высокомерен? Тот, кто считает себя в чем-то лучше других, выше, знатнее, умнее, талантливее, красивее, богаче. И чем больше несоответствие внешнего блеска достижений личности, ее врожденного или приобретенного статуса в обществе уровню ее истинного духовного развития, тем более чудовищные формы приобретает человеческая гордыня – мать всех остальных пороков, в христианстве заслуженно получившая клеймо смертного греха» (Миллер Н. Гордые носители новой идеи).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

7 − два =