Фунтикова Н.В. Воспитание интеллигентности у студенческой молодежи как путь воспроизводства интеллигенции

Одной из центральных проблем воспитания личности в высшей школе является проблема определения цели и содержания воспитательного процесса. Признание воспитания интеллигентности целью воспитания в высшей школе связано с изучением сущностных черт студенчества, его потенциала относительно воспроизводства интеллигенции в обществе.

Студенческий возраст является периодом активной социализации личности, в которой исследователи выделяют три стадии, последовательное прохождение которых обеспечивает человеку достижение успеха в обществе: стадию адаптации, когда молодой человек усваивает нормы и ценности общества и коллектива, стадию индивидуализации, когда активно формируется потребность быть личностью, и стадию интеграции, когда индивидуальность «встраивается» в коллектив, общество, окружение, становится их неотъемлемой частью [3, с. 32–33].

В научной литературе сложилась традиция рассмотрения студенчества с точки зрения функционального подхода – как отдельной социальной, социально-демографической или социально профессиональной группы, поскольку, как утверждал А. Семашко, «… было бы неправильным рассматривать студенчество только как состояние подготовки к занятию статуса интеллигенции … студенчество имеет все необходимые характеристики, достаточные для отнесения его к особой социальной группе» [1, с. 14].

Такие ключевые качества студенчества, как полисоциальная основа формирования, социальная динамичность, интенсивная деятельность, направленная на усвоение ценностей, норм, знаний, интенсивность самопознания, «поиска себя», определяя социальные границы студенчества, одновременно приближают его по характеру деятельности, интересам, ценностным ориентациям к интеллигенции [3, с. 77].

В последнее время в научной и публицистической литературе стало привычным критиковать студенческую молодежь за разнообразнейшие пороки и недостатки, но, на наш взгляд, большинство тревожных характеристик студенчества вызваны не только духовно-моральным опустошением самой молодежи, сколько закономерно обусловлены: во-первых, социокультурными процессами, происходящими в обществе, поскольку студенчество является его неотъемлемой частью, а в силу возрастных особенностей – еще и своего рода «зеркалом»; во-вторых, трансформационными изменениями в аксиосфере общества и личности, во взаимодействии ценностного поля личности, ее ценностного сознания с ценностной системой общества; и в-третьих, лиминальностью студенчества, которое вследствие своего возрастного статуса находится в состоянии выбора собственной идентичности, создания ее новых форм, в процессе активной самоидентификации.

Более перспективным, с нашей точки зрения, является другой взгляд на студенчество – как на человеческий капитал, человеческий потенциал, ресурс воспроизводства общественной элиты, интеллигенции [2; 3, с. 49].

А. Соколов, в частности, на основе анализа собственного опыта общения со студентами, результатов проведенных социологических исследований утверждает, что современное студенчество характеризуется принципиально важными чертами, которые не позволяют считать его «потерянным поколением» и верить прогнозам о деинтеллигентизации общества, а именно:

    • студенты подвергают свое поколение еще более уничтожающей критике, чем социологи-профессионалы, за его равнодушие, меркантильность, потребительство, эгоцентризм;
    • студенты активно протестуют против отнесения их к «жестокому», «бездуховному», «потерянному» поколению, поскольку считают, что времена легкой бездумной жизни прошли, и сегодня необходимо учиться, интеллектуально развиваться, стремиться к достижению поставленных целей, хотя и признают, что среди современной молодежи есть те, кто занят лишь «развлечениями»;
    • студенчеству присуще «гордое самосознание, включающее идею собственной исторической значимости, возможно, мессианства», которую и демонстрирует его интеллектуальная элита [2, с. 38 ].

Считая студенчество интеллектной прослойкой современной молодежи, для которой высшее образование является итерминальной, и инструментальной ценностью, А. Соколов выделяет в нем следующие группы: интеллектуалы – студенты, ориентированные эгоистически-технократически; интеллигенты – часть студентов, ориентированная на гуманистические ценности и альтруистические модели поведения; маргиналы– промежуточная прослойка, в которую входят студенты, соединяющие в себе признаки и интеллектуалов, и интеллигентов [2, с. 35].

Исследователи считают, что ценностные ориентации студенчества «… коренным образом влияют на перспективы развития общества в целом», поскольку студенчество, выходя на рынок труда, становится инициатором и активным участником разработки и внедрения разнообразных инноваций [4, с. 55].

Рассмотрение студенчества как социокультурной общности дает возможность проектировать процесс воспитания студенческой молодежи как носителей интеллигентности, это связано с тем, что студенчество, как отмечают исследователи, имеет наиболее непосредственное отношение к генезису такого явления как интеллигенция, поскольку «подобно тому, как студенчество состоит из противоречия элитной образованности и демократических ценностных ориентаций, так же интеллигенция, с одной стороны, принадлежит к наиболее образованной части общества, с другой стороны, стремится облегчить судьбу простого народа, принимая самое активное участие в его жизни» [4, с. 70].

Отмеченные выше характеристики студенчества дают возможность, с нашей точки зрения, говорить о перспективности рассмотрения его как ресурса воспроизводства интеллигенции, как человеческого капитала, способного обеспечить дальнейшее гуманистическое развитие общества, и о необходимости признания интеллигентности целью воспитания в высшей школе.

ЛИТЕРАТУРА

    1. Семашко А. Н. Развитие эстетической культуры молодежи / Семашко А. Н. – М.: Знание, 1980. – 64 с.
    2. Соколов А. Я хочу быть интеллигентом! – А я нет! / Аркадий Соколов // Нева. – 2008. – № 7. – С. 30–42.
    3. Студент ХХІ века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций: моногр. / Нар. укр. акад.; под общ. ред. В. И. Астаховой. – Харьков: Изд-во НУА, 2010. – 405 с.
    4. ФоминаТ. А. Социокультурнаясамоидентификациясовременного российского студенчества: региональный аспект: дисс. … канд. социол. наук / Фомина Татьяна Анатольевна. – Ставрополь, 2007. – 144 с.

https://gmkol.ucoz.ua/prepodavatel/inovatsii/konf_injaz2016.pdf

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

9 + 6 =