Городецкая В.Я. Мониторинг социокультурного воспитательного пространства лицея в контексте формирования и развития у лицеистов качеств интеллигентной личности

Современный мир предъявляет к выпускнику школы не только требования, связанные с профессиональными умениями и навыками, к этим требованиям добавляется целый список дополнительных технологических функций, которые он должен уметь выполнять: работать с компьютерными программами, владеть одним или несколькими иностранными языками; кроме того, он должен обладать целым комплексом личностных качеств технологического характера – работоспособностью, стремлением к самосовершенствованию, умением работать в команде, создавать бесконфликтные ситуации.

Продуктом учебной деятельности школьника является не только и не столько знания, умения и навыки, которые он приобретает в процессе обучения, сколько способы познавательной деятельности, которые воздействуют на интеллектуальное развитие личности. Особенностью любой человеческой деятельности является то, что это сознательная и целенаправленная деятельность. Следовательно, говоря об интеллектуальном и нравственном развитии личности необходимо иметь в виду, что учебно-познавательная деятельность, которой ученик занят в школе, должна носить вполне сознательный, целенаправленный характер.

Главной стратегией развития МОУ «Теоретический Лицей № 2» г. Тирасполь – решение проблемы личностно-ориентированного развивающего образования. В течение пяти лет педагогический коллектив работает над единой методической темой «Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности лицеиста в условиях реализации развивающего лицейского образования». Декларирование задачи совершенствования культуры собственной образовательной среды поставила юных и зрелых, учеников и учителей в позицию участников совместного исследовательского проекта. Вся четко выстроенная, слаженная система работы в рамках данной методической темы потребовала от администрации, методической службы тщательной проработки технологий педагогического процесса, который в максимальной мере учитывал бы особенности и возможности каждого ученика и создавал условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей. В этом плане наиболее приемлемыми для нашего коллектива были признаны технологии, основанные на личностно-ориентированном развивающем образовании. Ведь именно в условиях личностно-ориентированного развивающего образования учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Умения учителя через призму технологий личностно-ориентированного развивающего образования направлены не просто на контроль знаний и умений, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении. В нашем лицее с каждым годом больше внимания уделяется формированию технологической культуры учащихся – создаются авторские учебные пособия, сборники упражнений и творческих заданий. Вместе с тем в рамках обобщения передового педагогического опыта, плана работы методической службы в лицее идет постепенное обучение учителей методикам развивающего образования – это и тематические педагогические советы, проблемные семинары, методические недели, Уроки «Мастер-Класс», и т.д. Мы понимаем, что нашим детям предстоит жить в технологическом обществе, самостоятельно решать проблемы, проводить исследования профессионального и обще-социального содержания, давать экспертные заключения, создавать проекты, то есть по сути дела заниматься всеми важнейшими видами творческой деятельности, необходимыми для достижения успеха в технологическом обществе. Вот почему администрация лицея  в своей управленческой деятельности считает первостепенной задачей создание условий, при которых ученики и учителя могли бы свободно проявлять творческую активность. Учитель нашего лицея свободен в выборе методики преподавания; большое внимание уделяется постановке перед учеником в нужный момент времени нужного вопроса (а когда и какой вопрос окажется нужным, заранее сказать нельзя – это определяется конкретными обстоятельствами взаимодействия). Особенно важно, что специально разрабатываются вопросы, которые не предполагают известного ответа, а стимулируют собственную творческую активность ученика: «Как иначе можно было это сделать?»; «Почему ты считаешь это решение наилучшим?». Речь идет прежде всего о подготовке к творческой деятельности, являющейся обязательным условием для поиска и принятия нестандартных решений с целью решения основной проблемы – достижения успеха в конкурентной борьбе.

В условиях перехода к личностно-ориентированному образованию актуальней также является разработка критериев и измерителей качества системы целостного культурного развития личности и ученика. Управленческая наука разработала более или менее полную, необходимую и точную систему знаний о том, как следует управлять процессами функционирования и развития школ, чтобы получить заранее спрогнозированные результаты деятельности. Задача, стоящая перед нами, состояла в создании такой образовательной среды, где бы максимально был реализован потенциал учащегося и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами. Обобщая ряд исследований по педагогическому менеджменту (В.А. Караковского, Н.Д. Никандрова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Н.М. Таланчука) мы выделили отдельные принципы управления образовательными системами:

    • принцип сотрудничества и демократизации управления;
    • принцип индивидуального подхода и стимулирования;
    • принцип экономической целесообразности;
    • принцип вариативности;
    • принцип управленческой компетентности и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров;

что в конечном итоге предполагает включенность всех субъектов педагогического процесса в управление и поддержание любой разумной инициативы участников учебно-воспитательного взаимодействия; диагностирование и прогнозирование личностно профессиональной успешности каждого учителя, выбор учебным заведением оптимальной стратегии управления развитием образовательным процессом, формирование вариативной образовательной среды, отражающей уникальность и неповторимость социокультурных условий реализации педагогического процесса в отдельной школе.

Педагогическая деятельность не может быть описана только набором функций, совокупностью профессиональных действий, поскольку операционная сторона педагогической деятельности не отделена от личностно-субъективных параметров, а рациональная – от эмоциональной. В связи с этим в организации инновационной педагогической деятельности используется комплексный целевой подход, приоритетные цели которого дают возможность:

    • повысить наукоемкость педагогического процесса в контексте внедрения достижений педагогической науки и инновационной практики в процессе реализации комплекса приоритетных целей гуманистического образования;
    • повысить наибольшее соответствие результатов поставленным целям;
    • помочь «встроить» формирующиеся новации школы в перспективный план ее работы, максимально алгоритмизируя большинство рутинных операций по планированию (Орлова Т.В., 2000).

Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, значительно отличается от тех школ, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Эти признаки отличия накладывают определенный отпечаток на целостную систему школьного управления. Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном режиме.

Объектом управления в школе является учебно-воспитательный процесс. В развивающейся школе предметом управления становятся его цели, содержание, методы и формы.

Объектом практически любого инновационного процесса становятся дети. Задача исследователей и руководителей школ – свести отклонения от прогнозируемого результата к минимуму. Поэтому каждый инновационный процесс в школе подлежит управлению.

Методическая работа в муниципальном общеобразовательном учреждении «Теоретический Лицей № 2» г. Тирасполя с 2001 года направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу нашего образовательного учреждения и учебно-воспитательного процесса. С 2001 года избрана тематика научно-педагогического исследования «Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности лицеистов в условиях развивающего лицейского образования», а также тема опытно-экспериментальной площадки лицея «Развитие и воспитание интеллигентной личности лицеиста средствами ЛОО». Обе темы согласуются с программой «Столичное Образование».

Для решения главной задачи МОУ «Теоретический Лицей № 2», заложенной в образовательной программе, в лицее были созданы следующие условия:

    1. составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам;
    2. создана структура методической службы ОУ;
    3. все методические кафедры, структурные подразделения имеют четкие планы работы;
    4. одним из условий эффективности работы методической службы лицея является оперативность внутришкольного контроля;
    5. систематически ведется работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;
    6. постоянно находится под контролем методической службы лицея организация работы по улучшению материально-технической базы кабинетов;
    7. работа по организации УВП по решению главной задачи нашего образовательного учреждения носит научно-методический характер и построена на диагностической основе.

В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществляется по следующим направлениям деятельности:

    • работа методического совета;
    • подбор и расстановка кадров;
    • повышение педагогического мастерства и категорийности педагогов;
    • тесное взаимодействие методических кафедр с ВУЗом;
    • экспериментальная и научно-исследовательская работа.

Таким образом, методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер и сочетается с курсовой подготовкой, семинарами, педчтениями. Повышение квалификации и мастерства учителей непосредственно в нашем образовательном учреждении позволяет связать с ходом и результатами реального УВП, изменениями в качестве ЗУН учащихся, в уровне их воспитанности.

Теоретический лицей № 2 работает над проблемой развития интеллигентности лицеистов с помощью технологии личностно-ориентированного обучения.

Интеллигентность личности ученика предполагает высокий уровень самоопределения личности и способностей к саморазвитию и самообразованию.

Данные особенности были исследованы у учащихся 8-х классов (недавно сменивших статус от учащегося до лицеиста) и учащихся 10-х классов.

Для исследования использовались диагностические методики Г.К. Селевко (1998 г.): «Умеете ли вы утверждать себя!» (8-ые классы); «Владеете ли вы учениями умениями саморегуляции!» (10-ые классы); «Оценка способности учащегося к саморазвитию, самообразованию».

В ходе проведенной диагностики были получены следующие результаты:

I. Уровень самоопределения личности:

Уровень самоопределения личности учащихся 8-х и 10-х классов находится в пределах среднего-высокого уровней.

Учащиеся 8-х классов уже обладают достаточным уровнем самоопределения личности.

На самоопределение личности лицеистов не оказывает существенного влияния профиль, выбранный учащимися. При этом отмечена положительная динамика самоопределения личности учащихся в рамках социо-культурного воспитательного пространства «ТЛ № 2».

II. Не меньшее значение в развитии интеллигентной личности имеет и уровень способностей к саморазвитию и самообразованию.

Исследование уровня способностей к саморазвитию и самообразованию лицеистов показало, что от 8-го к 10-му классу происходит формирование данных способностей учащихся. В частности, отмечается уменьшение числа учащихся к уровнями способностей к саморазвитию и самообразованию низким и ниже среднего. Одновременно с этим отмечается повышение числа учащихся со средним и высоким уровнями способностей к саморазвитию и самообразованию, что свидетельствует о положительной динамике. На уровень способностей к саморазвитию и самообразованию учащихся выбранный профиль также не оказывает существенного влияния.

Таким образом, наше исследование позволяет сделать вывод о том, что социо-культурное воспитательное пространство «ТЛ № 2» положительно влияет на формирование и развитие у лицеистов качеств интеллигентной личности.

Наряду с этим мы поставили перед собой цель исследовать представления администрации, педагогов и родителей об идеальном лицеисте, идеальных средствах педагогических воздействиях и качества идеального руководителя, педагога и родителя.

Администрация выделила следующие качества идеального лицеиста:

    1. высокий уровень интеллектуального развития – 50%;
    2. ответственность – 50%;
    3. здоровье – 50%;
    4. высокий уровень сознательности и культуры – 50%;
    5. честность, порядочность, доброта – 25%.

Портрет идеального ученика МОУ ТЛ № 2» с точки зрения педагогов лицея:

    1. честный – 43%;
    2. высокий уровень интеллектуального развития, ответственный, прилежный – 37%;
    3. целеустремленный – 27%;
    4. интеллигентный и любознательный – 23%;
    5. трудолюбивый, усидчивый, творческий – 20%.

Характеристика идеального ученика с точки зрения родителей:

    1. трудолюбивый – 52%;
    2. честный – 36%;
    3. аккуратный, соответствующий внешний вид, ответственный и обязательный – 32%;
    4. целеустремленный – 28%;
    5. любознательный – 24%.

Таким образом, администрация, педагоги и родители в качестве идеальных свойства лицеиста выделяют высокий уровень интеллектуально развития, ответственность, честность, целеустремленность, трудолюбие и любознательность.

Средства педагогического воздействия, выделенные администрацией лицея:

    1. соуправление, самоуправление – 50%;
    2. коллективные творческие дела – 50%;
    3. личный пример – 25%.

Средства педагогического воздействия с точки зрения учителей лицея:

    1. использование тематических классных часов, внеклассных мероприятий – 37%;
    2. личный пример – 33%;
    3. беседы, воспитательные беседы с учащимися и родителями – 20%;
    4. индивидуальный подход, проблемно-поисковый метод, формирование и развитие мотивации познавательного интереса, разнообразие средств – 17%;
    5. личностно-ориентированный подход, современные технологии – 10%.

Педагогические средства с точки зрения родителей учащихся лицея:

    1. любовь, внимание, забота –40%;
    2. личный пример– 36%;
    3. строгость, требовательность – 28%;
    4. поощрение, понимание, взаимопонимание, доверительное общение – 20%;
    5. убеждение – 16%;
    6. создание условий дома и в лицее – 12%.

Таким образом, и администрация, и педагоги, и родители единодушно выбирают личные пример, а также творческий индивидуальный подход в качестве основных средств педагогического воздействия на лицеиста с целью формирования и развития интеллигентных качеств его личности.

Администрация, педагоги и родители указали на видение своего идеального образа.

Администрация выделяет следующие качества идеального руководителя МОУ «ТЛ № 2»:

    1. высокий уровень интеллектуального развития – 25%;
    2. инициатива, общественная активность – 25%;
    3. порядочность, интеллигентность – 25%;
    4. умение руководить – 25%;
    5. рефлексия – 25%;
    6. демократия – 25%;
    7. научность – 25%.

Характеристика идеально педагога МОУ «ТЛ № 2»:

    1. интеллигентность – 40%;
    2. высокий профессионализм и квалификация, высокий уровень интеллектуального развития – 30%;
    3. честность – 23%;
    4. терпеливость – 20%;
    5. доброта – 17%;
    6. целеустремленность – 13%.

Характеристика идеального родителя лицеиста:

    1. добрый, спокойный, терпеливый – 24%;
    2. умный, образованный, эрудированный – 20%
    3. ответственный, уважительный, материально-обеспеченный – 16%
    4. честный – 12%;
    5. целеустремленный, отзывчивый, интеллигентный, трудолюбивый – 8%.

Таким образом, во всех характеристиках встречается перечень одних и тех же качеств, а именно: высокий уровень интеллектуального развития, интеллигентность, честность, терпеливость, доброта, целеустремленность.

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что представления администрации, педагогов и родителей относительно идеального лицеиста, а также идеального социо-культурного воспитательного пространства, содействующего формированию и развитию интеллигентных качеств учащихся, во многом совпадают.

Воспитать интеллигентного человека может только интеллигентная личность. Поэтому мы поставили перед собой цель исследовать уровень интеллигентности субъектов, участвующих в обучении и воспитании лицеиста, а именно родителей, педагогов и администрации МОУ «Теоретический Лицей  № 2».

Несмотря на то, что понятие «интеллигентность» широко используется в нашей повседневной педагогической практике для характеристики личности, однако сколько-нибудь четких определений мы не нашли. Результаты наших исследований позволили нам дать следующее определения интеллигентности.

Интеллигентность – это интегральная характеристика высокогуманных и прогрессивных гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств личности в единстве с высокой общей культурой.

Таким образом, мы выделили следующие компоненты интеллигентности: гражданские качества, нравственные качества, интеллектуальные качества, общая культура личности, уровень интеллигентности.

1. Гражданские качества

Реальный уровень Самооценка
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Администр. 0% 0% 25% 50% 25% 0% 0% 0% 25% 75%
Педагоги 0% 4% 68% 16% 12% 0% 0% 12% 38% 56%
Родители 0% 0% 58% 38% 4% 0% 0% 27% 42% 31%
 (среднее) 0% 2% 60% 29% 9% 0% 0% 18% 36% 46%

2. Нравственные качества

Реальный уровень Самооценка
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Администр. 0% 0% 25% 50% 25% 0% 0% 0% 0% 100%
Педагоги 0% 0% 44% 24% 32% 0% 0% 0% 12% 88%
Родители 0% 0% 42% 50% 8% 0% 0% 0% 8% 92%
 (среднее) 0% 0% 42% 38% 20% 0% 0% 0% 9% 91%

3. Интеллектуальные качества

Реальный уровень Самооценка
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Администр. 0% 0% 75% 0% 25% 0% 0% 0% 0% 100%
Педагоги 0% 4% 84% 12% 0% 0% 0% 0% 16% 84%
Родители 0% 8% 88% 0% 4% 0% 0% 19% 23% 58%
 (среднее) 0% 5% 86% 5% 4% 0% 0% 9% 18% 73%

4. Общая культура личности

Реальный уровень Самооценка
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Администр. 0% 0% 50% 0% 50% 0% 0% 25% 25% 50%
Педагоги 0% 4% 80% 12% 4% 0% 4% 4% 32% 60%
Родители 4% 4% 69% 23% 0% 0% 0% 12% 27% 61%
 (среднее) 2% 4% 73% 16% 5% 0% 2% 9% 29% 60%

5. Уровень интеллигентности

Реальный уровень Самооценка
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Администр. 0% 0% 50% 25% 25% 0% 0% 0% 25% 75%
Педагоги 0% 0% 76% 24% 0% 0% 0% 4% 20% 76%
Родители 0% 0% 77% 19% 4% 0% 0% 8% 31% 61%
 (среднее) 0% 0% 75% 22% 3% 0% 0% 5% 25% 70%

Полученные результаты свидетельствуют о том, что гражданские и нравственные качества администрации, педагогов и родителей находятся на достаточно высоком уровне своего развития. Что касается интеллектуальных качества и общей культуры личности у администрации они находятся на высоком уровне развития, а у педагогов и родителей – на среднем уровне.

Общий уровень интеллигентности личности администрации, педагогов и родителей находятся преимущественно на уровнях средний – ниже среднего.

Следует отметить, что самооценка администрации, педагогов и родителей не соответствует реальному уровню их интеллигентности, незначительно превышая его.

Полученные данные свидетельствуют об оптимизме администрации, педагогов и родителей.

Интеллигентная личность – это прежде всего личность, умеющая себя контролировать, способная достойно вести себя в конфликтных ситуация. Исходя из этого, мы поставили перед собой цель исследовать уровень конфликтности личности субъектов социо-культурного воспитательного пространства «ТЛ № 2».

Исходя из предположения о том, что конфликтность интеллигентной личности не должна превышать средний уровень, были получены следующие результаты:

Уровень конфликтности личности

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
Администрация 0% 0% 95% 5% 0%
Педагоги 4% 11% 78% 7% 0%
Родители 0% 0% 89% 11% 0%
 (среднее) 1% 4% 87% 8% 0%

Полученные данные свидетельствуют о том, что у субъектов социо-культурного воспитательного пространства МОУ «ТЛ № 2» преобладает средний уровень конфликтности. А также у 15% педагогов уровень конфликтности (87%) низкий и ниже среднего.

Уровень конфликтности выше среднего было обнаружен у 5% администрации, у 7% педагогов и 11% родителей. Высокий уровень конфликтности обнаружен не был.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом, за исключением ряда отдельных случаев, субъекты социо-культурного воспитательного пространства МОУ «ТЛ № 2» обнаруживают средний уровень конфликтности личности, а значит способной контролировать себя в конфликтных ситуациях и достойно выходить из них.

Проанализировав полученные данные и сравнив их между собой, мы сделали вывод о том, что социо-культурное воспитательное пространство МОУ «Теоретический Лицей № 2» обладает достаточным потенциалом для формирования и развития интеллигентной личности. Более того, этот потенциал не является полностью реализованным, в связи с этим необходимо оптимизировать средства воспитательного воздействия с целью формирования и развития полноценной интеллигентной личности.

https://urok.1sept.ru/articles/514375

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 × три =