Николай Гаврилович Чернышевский

Русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Наука, противоречащая гуманности, опасна для человека.
Ум учёного — категория нравственная»
Н.Г. Чернышевский

Как известно, Николай Гаврилович Чернышевский имел колоссальное влияние на своих революционно настроенных последователей. А поскольку именно его последователи декларировали моральный облик строителя коммунизма на протяжении семидесятилетнего периода своего правления, нынешнее поколение невольно унаследовало бо́льшую часть постулатов, провозглашенных философом. За исключением, разве что, разумного эгоизма, все, что касается социально-нравственных отношений, вошло в сознание и мораль советской интеллигенции и, — как ни странно, — постсоветской неинтеллигенции. Но, как правило, на уровне все тех же деклараций.

«Значение этического учения Чернышевского в создании нравственного облика революционера, борца за новую социалистическую Россию. Анализ этики Чернышевского приводит к выводу, что нравственный образ, созданный Чернышевским, по своим типологическим особенностям противоположен нравственности феодального типа и буржуазного типа. Моральная личность Чернышевского обладает более развитым нравственным сознанием по сравнению с моральной личностью феодального типа. Важной особенностью сознания моральной личности Чернышевского является возрастание рациональных моментов нравственной мотивации, что связано с развитием понятийного аппарата моральной мотивации: растет обусловленность моральной мотивации социальными интересами (категория «общего блага» в этике Чернышевского — основа нравственной мотивации). …

Важнейшую роль в структуре нравственного сознания моральной личности Чернышевского играет нравственный принцип разумного эгоизма, побуждающий личность действовать в соответствие с интересами общественного целого. …

Нравственная система Чернышевского — действенное средство регуляции общественно ценного поведения, важный стимул социальной активности личности.

Индивид не может уклоняться от деятельности, направленной на претворение его насущных потребностей. Моральная личность Чернышевского, кроме удовлетворения этих простейших потребностей стремится к достижению высших нравственных целей, продиктованных заботой о благе народа. Нравственные установки моральной личности Чернышевского являются оптимальными для побуждения социальной активности человека. Социально ценное поведение личности Чернышевского регулируется нравственностью через создание у нее устойчивых ценностных ориентаций на достижение всеобщего блага.

В основу решения нравственных вопросов Чернышевский кладет гармоническое сочетание интересов личности с общественным интересом. …

Ориентация моральной личности Чернышевского на внутри-личностные факторы нравственной мотивации связана с повышением роли таких механизмов регуляции как совесть, самооценка, внутренне обусловленная нравственная обязанность; и, наоборот, теряет значение такая категория нравственной регуляции, как общественное мнение. Переориентация нравственного сознания личности на внутри-личностные факторы нравственной регуляции связана также и с повышением роли и значения мотива в нравственной деятельности. В то же время высоко развитое нравственное сознание личности, по мнению Чернышевского, не является гарантией положительного в нравственном смысле поведения. Разделяя точку зрения революционной демократии, Чернышевский видит основу для заключения о нравственных достоинствах личности в её деятельности, в нравственных поступках человека.

По мнению Чернышевского, образование устойчивых нравственных установок личности, определение ее социальных позиций возможно только в ходе приобретения навыков гражданского поведения, в процессе общественной деятельности. Природа дает человеку возможность быть добродетельным, но эта возможность, по мнению Чернышевского, реализуется только в практической деятельности.

Анализ структуры нравственного сознания моральной личности Чернышевского и его связи с нравственной деятельностью говорит о её сходстве со структурой социалистического нравственного сознания. Об этом свидетельствует близость основной ценностной ориентации обеих структур, трактовка содержания этических категорий нравственной обязанности, самооценки, совести, а также признание первичности нравственной деятельности по отношению к нравственному сознанию. На основе этого можно заключить, что структура нравственного сознания моральной личности Чернышевского является определенным этапом становления структуры социалистического нравственного сознания» (Чернойван И.Э. Н.Г. Чернышевский о моральной личности // dissercat.com).

Обращает на себя внимание тот факт, что теория разумного эгоизма есть ни что иное, как попытка Николая Гавриловича научно и, вместе с тем, политически обосновать необходимость формирования в обществе качества, называемого в России соборностью:

«Смена ценностных ориентиров привела к утрате аксиологических оснований для широкого обращения к наследию Чернышевского как представителя «ушедшей эпохи». Однако мнение исследователей советского периода о философском наследии мыслителя, утверждавших в своих трудах мысль о том, что этика Н.Г. Чернышевского «способствовала уяснению нравственных задач, стоящих перед передовой интеллигенцией [Целикова, Пеунова, 1980, 224]». …

Центральное место в этических взглядах Чернышевского отводится теории разумного эгоизма, декларирующей служение обществу высшим нравственным идеалом [Мику, Королева, 2018, 48]. … «Новый человек» не приносит на алтарь жертвы собственные интересы, поскольку они совпадают с интересами общественными [Обозов, Саврасова, 2014, 81; Ларина, 2013, 261; Мельникова, 2016, 60].

Вопросы нравственности рассматриваются у Чернышевского, как впоследствии у мыслителей русского религиозного ренессанса, через призму этических категорий добра и зла, долга, пользы, любви и т.д. Соединив понятия добра и зла, Чернышевский делает вывод, что «добрым человек бывает тогда, когда для получения приятного себе он должен делать приятное другим; злым бывает он тогда, когда принужден извлекать приятность себе из нанесения неприятности другим» [Чернышевский, 1983]. …

По мнению Чернышевского, добрый поступок влечет за собой пользу для тех, ради кого он был совершен, т.е. для отдельного человека, общества, человечества и т.д. Однако, анализируя интересы и предпочтения творящих добро, общечеловеческим интересам следует отдать предпочтение. …

Этическая теория Чернышевского иллюстрирует время, в котором жил и работал мыслитель, что находит отражение в революционно-демократической направленности нравственного развития человека. Воспитание, по мнению Чернышевского, неразрывно связано с политикой, следовательно, все потенции личности должны быть направлены на реализацию идей справедливости и свободы, на желание совершать нравственные поступки в согласии с собственной волей. Служение народу и общественным идеалам выступает у Чернышевского доминантой нравственной зрелости человека» (Кондратьева С.Б. Проблема обоснования морали и нравственности в философских и педагогических сочинениях Н.Г. Чернышевского // publishing-vak.ru).

Несмотря на то, что практика коммунистического строительства справедливость данного утверждения, к сожалению, не подтвердила, представителям современной интеллигенции к мнению его автора стоило бы прислушаться:

«В свете утраты нравственных ориентиров, обращение к творческому наследию Чернышевского, анализ его этических взглядов, их корреляция с действительностью, способны по-новому осмыслить моральные и нравственные императивы современного человека» (там же).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 × один =