Один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель.
Участник обороны Севастополя.
Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего,
надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного Человека»
Л.Н. Толстой
Трудно найти настолько же умного, образованного, талантливого человека, который своей гражданской позицией и религиозными взглядами навредил своему отечеству так, как это удалось общепризнанному классику мировой литературы, нашему любимому Льву Николаевичу Толстому.
«Желаете ли, православные, знать, что я думаю о Льве Толстом? А я вот что думаю и говорю: он объявил войну Церкви православной и всему христианству. И как денница и сатана отторгнул своим хребтом третью часть звезд небесных, т. е. ангелов, и сделал их единомышленниками с собою, так наш Лев, сын противления, носящий в себе дух его, своим «рыканием и хвостом: (Откр. 12, 4) отторг тоже едва-ли не третью часть русской интеллигенции, особенно из юношества, в след себя, в след своего безбожного учения, своего безверия» (Из дневника о. Иоанна Кронштадтского в обличение лжеучения графа Л. Толстого. Издание В. М. Скворцова // az.lib.ru).
«Л. Н. Толстой был самым ярким представителем русской интеллигенции, и не только в том смысле, что он был гениальный художник, заметнейший в мире представитель русского художественного творчества, но и в том, что он чутко переживал все вопросы, которыми болела интеллигенция его времени. Правда, во многом он с нею расходился, ко многому в ней относился отрицательно, но никогда не относился равнодушно к вопросам, ее волновавшим. И русская интеллигенция, далеко порой расходившаяся с ним в практических и даже моральных выводах, никогда не относилась равнодушно к его личности, к его мысли и деятельности. …
Л. Н. Толстой является лучшим представителем русской интеллигенции, в ее требованиях правды, и метаниях в поисках этой правды и в ее трагедии. Даже такая, по-видимому, далекая от борьбы теория, как теория непротивления злу насилием, в сущности родилась среди кипения революционных страстей, и Толстой подслушал и уловил ее в смятенной русской интеллигентной душе» (Короленко В.Г.: К десятилетию со дня смерти Л.Н.Толстого // tolstoy-lit.ru).
Понятно, какой смысл в понятие «русская интеллигенция» мог вкладывать в 1920 году Короленко, находящийся под бдительным оком большевизма, но независимо от того, представителем какой именно интеллигенции был яснополянский старец, на бо́льшую ее часть он оказал колоссальное влияние:
«Душа Толстого сильно притянула к себе душу русской интеллигенции, не только своим художественным талантом, но и своим этическим максимализмом.
Отрекаясь от всех условностей и многих ценностей мира, которым русский человек никогда не придавал решающего значения в жизни, Толстой взывал к правде, которую любит русский человек, даже на всех ступенях своего падения. И Толстой часто высказывал эту правду жизни своим художественно-правдивым голосом» (Архиепископ Иоанн (Шаховской): К истории русской интеллигенции (революция Толстого) // azbyka.ru).
Далеко не самые лучшие нотки его голоса были услышаны интеллигенцией, в результате чего великий философ возложил на великого писателя ответственность за произошедшую в России катастрофу:
«Толстой не был прямым учителем русской левой интеллигенции, ей было чуждо толстовское религиозное учение. Но Толстой уловил и выразил особенности морального склада большей части русской интеллигенции, быть может, даже русского человека-интеллигента, может быть, даже русского человека вообще. И русская революция являет собой своеобразное торжество толстовства. На ней отпечатлелся и русский толстовский морализм, и русская аморальность. Этот русский морализм и эта русская аморальность связаны между собой и являются двумя сторонами одной и той же болезни нравственного сознания» (Бердяев Н.А. Л.Толстой в русской революции // vivovoco.ibmh.msk.su).
Вместе с тем, вряд ли у кого-либо возникнет желание подвергнуть сомнению роль писателя в формировании наших представлений о достоинстве, благородстве, добродетельности, милосердии, великодушии, мужестве и многих других качествах, образующих понятие «интеллигентность». Достаточно вспомнить роман «Война и мир» и его героев:
«Мне предлагали хлопотать о зачислении меня камер-юнкером, и я отказался, потому что хочу быть обязанным только своему достоинству положением своим в войске, а не сесть на голову людям, достойнее меня. Я иду юнкером, — прибавил он, очень довольный тем, что сразу умел показать новому знакомому свое благородство» (Толстой Л.Н. Война и мир. Первый вариант романа // labirint.ru).
«Она особенно почтительно и нежно-грустно обратилась к Пьеру:
— Доверьтесь Его милосердию, — сказала она ему» (Толстой Л.Н. Война и мир. Том первый. Часть первая // ilibrary.ru).
«Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр, а коли у своего брата украл, так в нем чести нет, это мерзавец» (Толстой Л.Н. Война и мир. Том первый. Часть вторая // ilibrary.ru).
«Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом» (Толстой Л.Н. Война и мир. Том первый. Часть третья // ilibrary.ru).
«Он видел в нем добродетельного, разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упрямством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России» (Толстой Л.Н. Война и мир. Том второй. Часть третья).
«Эти лица хотя и восхищались скромностью государя, но жалели о ней и желали одного, чтобы обожаемый государь, оставив излишнее недоверие к себе, объявил бы открыто, что он становится во главе войска» (Толстой Л.Н. Война и мир. Том третий. Часть первая // ilibrary.ru).
«Чуткая княжна Марья с первого взгляда на лицо Наташи поняла все это и с горестным наслаждением плакала на ее плече» (Толстой Л.Н. Война и мир. Том четвертый. Часть первая // ilibrary.ru).
«Я ничего и не ожидала другого, — говорила она себе, призывая на
помощь свою гордость» (Толстой Л.Н. Война и мир. Эпилог. Часть первая // ilibrary.ru).
«В чем же состоит ответственность человека перед обществом, понятие о которой вытекает из сознания свободы? вот вопрос права» (Толстой Л.Н. Война и мир. Эпилог. Часть вторая // ilibrary.ru).
6 декабря 1908 года Толстой записал в своем дневнике:
«Люди любят меня за те пустяки — «Война и мир» и т. п., которые им кажутся очень важными» (Толстой Л.Н. Дневники // rulibrary.ru).
Дай Бог, чтоб так и было, и так было всегда!
Олег Михайлов
2020 г.