Русский педагог, писатель.
Основоположник научной педагогики в России (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, — вполне хороший и надежный человек»
К. Ушинский
Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского настолько важны и актуальны, что каждую из них хочется здесь воспроизвести, однако замечательных мыслей у великого педагога так много, что разместить их даже тезисно практически невозможно. Поэтому ограничимся лишь теми из них, которые представляют собой вклад ученого в развитие представлений о воспитании качеств, называемых сегодня интеллигентностью.
«Изучая труды К.Д. Ушинского, становится ясным, что православие, по мнению великого педагога, является нравственным, этическим, эстетическим и педагогическим источником просвещения. Целью нравственного воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, должно стать стремление каждого человека к совершенству: «Этот идеал надобно внедрять детям с детства, а этот идеал — Христос. Каждый христианин рожден для высшего совершенства!» ( Развитие идей православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского // dissercat.com).
«Педагогическое наследие основателя научной педагогики в России представляет несомненную ценность для теории и практики воспитания и обучения, поэтому представляется закономерным обращение к его творческим исканиям. В соответствии с логикой развития европейского образования он предложил концепцию отечественного, национального, «народного образования», основу которого составляли национальная культура (родной язык, литература, история, природа и т. д.), наука и христианство. …
Нравственное воспитание в его педагогической системе играло первостепенную роль. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов». На основе анализа его трудов можно заключить, что сущность нравственного воспитания определялась как формирование свободной личности с сознательными убеждениями, твердой волей и характером, относящейся к труду как основе достоинства и счастья, патриота, готового трудиться для пользы отечества. …
Центральное место в его педагогической концепции занимает идея народности. … Поскольку народность — источник благополучия и процветания государства, то все его члены черпают в любви к отечеству силы для своей общественной деятельности. Отсюда следовало, что воспитание будущего гражданина, члена общества — это важный процесс общественной жизни, посредством которого все новые поколения связываются общей духовной жизнью с отживающими. …
Важной проблемой отечественной педагогики, на которую обращал внимание К. Д. Ушинский, всегда был вопрос о западных заимствованиях. Решая эту проблему, он писал: «Общей системы народного воспитания всех народов не существует не только на практике, но и в теории…». Сделавшись одним из элементов государственной и общественной жизни, общественное воспитание шло своим особенным путем у каждого народа. У каждого народа своя особая национальная система воспитания, поэтому заимствование воспитательных систем невозможно. … К. Д. Ушинский раскрывал особенности национального характера русских на примере деревенских жителей и относил к ним природный славянский ум, добродушие, глубокие следы христианства, патриархальную нравственность. По мнению педагога, особенности патриархальной нравственности, свидетельствующей о потребностях глубоких и благородных чувств народа, являются основой для формирования гражданской, государственной и общечеловеческой или христианской нравственности. …
Причину различия национальных систем воспитания К. Д. Ушинский видел в особой идее о воспитании, которая имелась у каждого народа, ее основанием служил идеал человека, соответствующий данному историческому периоду. «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека, и требует воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы». … Ценность народного идеала заключается в том, что он способствует самосовершенствованию человека, является образцом, опираясь на который, он судит о действиях и поступках других людей и воплощения которого хочет в близких людях. В народном идеале отражены требования, предъявляемые обществом к воспитанию подрастающих поколений. Творцом идеала совершенного человека выступает народ. …
Народный идеал в национальной системе К. Д. Ушинского выступал как цель воспитания. …
Основоположник отечественной педагогики придавал большое значение знанию детьми родного языка, который являлся центральным предметом, вокруг него группировались все остальные, изучавшиеся в народной школе» (Лебедева О.В. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и проблемы современного образования в России // cyberleninka.ru).
«К.Д. Ушинский в первую очередь поставил вопрос о цели воспитания человека. Для нас важно, что достижение этой цели — результат совместного труда педагога и учащегося. Задача учителя: «открытие средств к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».
К.Д. Ушинский утверждал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». …
Профессионализм педагога заключается в том, чтобы вызвать положительное отношение ученика к процессу познания, «к усовершенствованию самой природы человека — его души и тела…» (Иванова Е.О. Ушинский и развитие современного педагогического образования // cyberleninka.ru).
Олег Михайлов
2020 г.