Нашему обществу сегодня, как никогда, необходим идеал воспитания. Общество объективно заинтересовано в нравственно ориентированном профессионале, интеллектуале с обостренным чувством совести. В совершенном, законченном виде такой тип личности и может быть выражен понятием «интеллигент».
Сегодня, в период становления и утверждения новых принципов образования, нашему обществу необходим идеал воспитания. Какого человека следует формировать? На наш взгляд, общество объективно заинтересовано в нравственно ориентированном профессионале, интеллектуале с обостренным чувством совести. В совершенном, законченном виде такой тип личности и может быть выражен понятием «интеллигент». Между тем, в различных концепциях воспитания, существующих на сегодняшний день, формированию такого важного качества личности как интеллигентность не уделено должного внимания.
Интеллигенция исторически была совестью нации. Интеллигентам свойственно неравнодушие ко всем жизненным проявлениям, обостренное чувство справедливости. Об интеллигентности как о старом русском качестве личности говорят писатели Ф. A. Искандер, А.И. Солженицын, академик Д.С. Лихачев и другие. Интеллигентность понимается ими как сочетание образованности, культуры и нравственности.
Русский интеллигент, крупнейший ученый и мыслитель, общественный деятель Д.С. Лихачев неоднократно подчеркивал, что воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры. С культурой Д.С. Лихачев тесно связывал понятие интеллигентности, видя в лучших ее представителях идеал воспитания. Интеллигентность Д.С. Лихачев считал фундаментом воспитания.
На наш взгляд, мы непростительно поздно начинаем использовать термин «интеллигентность» в воспитательном процессе. Прав Д.С. Лихачев, что в вузе поздно воспитывать интеллигентов. Они рождаются раньше, если для этого созданы педагогические условия, каких требует образование личности. По мнению ученого, «интеллигентность создается в возрасте от 3 до 16-17 лет. Потом из неинтеллигентного человека сделать интеллигентного уже невозможно»[5; с.629].
Нужны интеллигентные дети! Для них написаны книги Д.С. Лихачева: «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном», «Заветное», «Раздумья о России», «Русская культура» и др. В трудах Д.С. Лихачева не только показано, каким должен быть человек, но и подсказано, каким путем идти, чтобы им стать.
«Из работ Д.С. Лихачева проступает идеал ученика – это интеллигентный школьник. Во-первых, потому, что он – человек умственного труда, широко и многопредметно познающий общество, окружающую среду, природу, человека. Во-вторых, потому что он открыт для всего нового, интересного, а возрастная сензитивность, восприимчивость ко взглядам и мнениям других, стремление самоопределиться тому способствуют»[7; с.76].
Весьма своевременным, на наш взгляд, является наполнение содержания имеющихся программ воспитания мыслями, суждениями, примерами, беседами, статьями и другим материалом, извлеченным из работ Д.С. Лихачева. «Труды академика – настоящий гимн русской интеллигенции» (А.С. Запесоцкий).
Методика включения творческого наследия Д.С. Лихачева в образовательный процесс предполагает насыщение учебного плана элективными курсами, факультативами: «История интеллигенции ХХ века», «Мир русского человека», «Наши истоки», «Светочи России» и др.
В план воспитательной работы школы может быть включена система мероприятий, таких как: уроки нравственности, мастерские ценностных ориентаций, конкурсы творческих, исследовательских работ, дискуссионный клуб, «философские столы», «уроки Лихачева».
Эти уроки посвящены осмыслению понятий, которые близки старшим школьникам: что значит жить с достоинством, как стать интеллигентом, в чем смысл жизни и так далее.
Выставки творческих работ школьников, фотоконкурсы, конкурсы чтецов, книжно-иллюстративные выставки, подготовленные veb-страницы становятся эффективным средством эмоционального воздействия на подростков.
В некоторых тамбовских школах стало хорошей традицией проводить ежегодно Лихачевские чтения, которые начинаются в день памяти Д.С. Лихачева – 30 сентября, а заканчиваются проведением общешкольной конференции в день рождения ученого – 28 ноября. Жизнь каждого человека – кладовая опыта. Жизнь выдающегося человека – кладовая особо высокой ценности.
Д.С. Лихачев (1906-1999) соединил своей судьбой дореволюционную Россию, советскую историю и современность. Он родился в эпоху последнего российского императора, пережил революцию, блокаду Ленинграда и развал СССР. Д.С. Лихачев был не просто свидетелем поворотных событий в жизни страны, все тяготы исторических переломов он испытал на себе. Его биография – отражение истории России ХХ века.
Интерес у старшеклассников вызвал спецкурс «История интеллигенции ХХ века». В основу программы спецкурса положена научная, общественная биография Д.С. Лихачева.
Цель и задачи программы спецкурса состоят в том, чтобы:
- выявить наиболее яркие «родовые» черты интеллигенции как общественного феномена, определяющего развитие российской культуры, нравственные идеалы общества;
- приблизить нравственный опыт Д.С. Лихачева к жизни современного подростка, сократить «историческую дистанцию» поколений, создать живой и понятный образ человека, ставшего духовным символом современной эпохи;
- приобщить школьников к наследию Д.С. Лихачева;
- воспитывать подростков в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров.
Приведем выдержки из программы спецкурса.
- Тема 1. Д.С.Лихачев как представитель российской культуры ХХ века. Жизнь Петербурга начала ХХ века. Род Лихачевых. Быт семьи Лихачевых, отдельные представители их рода. Ближнее семейное окружение.
- Тема 2. Детство и юность Д.С. Лихачева. Духовная атмосфера детских лет. Роль семьи в духовном становлении личности ученого, ценности родительского участия. Школьные воспоминания Д.С.Лихачева. Гимназия Человеколюбивого общества. Реальное училище К.И. Мая. Школа Лентовской. Гуманитарная среда образовательного учреждения как фактор развития духовности личности.
- Тема 3. Учеба в Ленинградском университете и начало научной карьеры.
- Тема 4. Период заключения. Жизнь на Соловках, на строительстве Беломоро–Балтийского канала. Жизненная позиция Д.С. Лихачева. Потребность в осмыслении высших ценностей. Рассказы о Соловках.
- Тема 5. Жизнь Д.С. Лихачева после освобождения. Научная биография. Работа в Пушкинском доме (Институт русской литературы).
- Тема 6. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда как личная и народная трагедия в восприятии Д.С. Лихачева.
- Тема 7. Д.С.Лихачев – ученый, преподаватель, публицист. Духовно-творческая активность как способ утверждения распространяемых духовных ценностей.
- Тема 8. Общественная деятельность Д.С. Лихачева. Содержание общественной деятельности. Духовный резонанс: созданные ценности одного человека подхватываются, умножаются и развиваются другими людьми, начинают жить самостоятельно в окружающем мире. «Раздумья о России» — завещание современникам.
- Тема 9. Д.С.Лихачев: уроки нравственности. «Письма о добром» как нравственное завещание потомкам. 10 заповедей Лихачева. Доброта. Достоинство. Духовность. Патриотизм. Совесть. Любовь. Размышления современников о Д.С. Лихачеве.
В книгах Д.С. Лихачева подростки находили ответы на вопросы: почему жизнь ученого сложилась именно так, а не иначе? Что в ней было случайно, а что закономерно? Кто из окружавших его людей оказывал влияние на становление личности будущего ученого? Кто был для него идеалом?
Как показала практика, в работе со старшими подростками эффективно использование такой формы общения как «философский стол». Перед участниками «философского стола» заранее ставился вопрос, ответ на который они находили в трудах Д.С. Лихачева. Для молодых философов были выбраны темы:
- «Каждая из культур прошлого или иной страны становится для интеллигентного человека «своей культурой»,.. ибо познание своего сопряжено с познанием чужого» (Д.С.Лихачев. «Письма о добром»).
- «Жить с достоинством – что это значит?»
- «Нужна ли человеку совесть?»
- «Трудно ли быть интеллигентным человеком?»
Дискуссии состояли, как правило, из краткого вступления педагога и постановки вопросов для обсуждения проблемного характера. Для проведения дискуссии формулировали тему-название, вопросы для обсуждения, выбирали ведущего, знакомили учащихся с правилами, готовили наглядные материалы.
Для обсуждения из книги «Письма о добром» выбрали письма: «Уметь спорить с достоинством», «Путями доброты», «Человек должен быть интеллигентен». Подростки размышляли об интеллигентности, о смысле жизни как пути приобщения к культуре, о развитии в себе качеств интеллигентного человека. Одним из важнейших отличительных признаков дискуссии являлась способность присутствующих доброжелательно выстраивать взаимные отношения как основу для разностороннего обсуждения проблем.
Заметим, что не всегда участники приходили к единому решению поставленной проблемы, главным для нас являлось стимулирование стремления подростков самостоятельно анализировать и размышлять, обращаясь к мудрости ученого.
Темы уроков общения, дискуссий, бесед, которые проводились со старшими подростками, разнообразны: «Люди, общаясь, создают друг друга»; О русском характере; «Самая большая ценность народа – его язык» и др.
Такие ценности и нормы культуры, как национальный язык, литература, социально-культурная среда, памятники истории и культуры, искусство, музыка, архитектура, религия, уклад жизни, народные обычаи, семейные традиции, — по глубокому убеждению Д.С. Лихачева, — оказывают большое влияние на формирование личности. «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками»[4;243-245].
Один из уроков нравственности был посвящен теме: «Социальный долг человека – быть интеллигентным».
Цель урока: побудить учащихся к размышлениям об интеллигентности, объяснить суть этого уникального явления, сформировать у них не только позитивное, но и уважительное отношение к понятию «интеллигентность», показать доступность и привлекательность интеллигентности.
Эпиграфами урока стали слова Д.С. Лихачева:
- «Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему» («Письма о добром»).
- «Высшее образование дает знания, но не интеллигентность. Оно для недостаточно развитого человека даже опасно – как и высокое положение в обществе» («Об интеллигентности»).
Вопросы для обсуждения:
- Согласны ли вы с утверждением, что «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью»?
- В чем принципиальная разница, по мнению Д.С. Лихачева, между образованностью и интеллигентностью?
- Какие качества определяют интеллигентного человека?
- Как вы думаете, почему нельзя притвориться интеллигентным?
Классный руководитель: О понятии «интеллигентность, интеллигенция» много спорят. В иностранных языках и в словарях слово «интеллигенция» переводится, как правило, не само по себе, а вместе с прилагательным «русская».
Д. С. Лихачев считал интеллигентность моральным и общественным долгом человека перед обществом. Почему? Постараемся понять точку зрения Д.С. Лихачева, изложенную им в письме двенадцатом «Человек должен быть интеллигентен»[4; с.47].
Для начала заглянем в толковый словарь. Интеллигенция. 1. Люди умственного труда, обладающие образованием и социальными знаниями в разных областях науки, техники и культуры. 2. Общественный слой людей, занимающихся умственным трудом.
Интеллигент – лицо, принадлежащее к интеллигенции.
Интеллигентный 1. Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой. (Интеллигентный человек. Интеллигентное поведение.) 2.Свойственный интеллигенту. (Интеллигентный вид).
В словарно-справочной литературе слово «интеллигенция» многозначное, имеющее разные трактовки. В качестве отличительных признаков «интеллигентности» выступают: во-первых, образованность, во-вторых, разумность, умственное развитие, способность к духовному творчеству.
Классный руководитель: О том, кого можно считать настоящим интеллигентом, о проблемах интеллигенции много дискутировали в разное время, считали, что интеллигент – это «хорошо образованный человек с обостренным чувством совести и справедливости». Дмитрий Сергеевич Лихачев обращал внимание, что сама по себе образованность – не решающий фактор. На самом деле здесь важна не столько образованность, сколько внутренняя культура.
Обратимся к тексту письма «Человек должен быть интеллигентен». Чтение письма «Человек должен быть интеллигентен» (текст письма лежит перед каждым школьником на столе). Обратим особое внимание школьников на строки письма:
«Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни… Были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям»[4; c.50].
Классный руководитель:
Итак, отметим, что не всякий человек умственного труда, занимающийся «в разных областях науки, техники и культуры, обладает интеллигентностью. Высшему образованию далеко не всегда сопутствует интеллигентность, оно лишь создает предпосылки к этому.
Интеллигентность требует самовоспитания. Интеллигентность проявляется в способности к пониманию другого человека. Она проявляется и во внешнем облике человека, в его манерах, терпимости к окружающим людям и в «тысяче и тысяче мелочей»: умении уважать чужое мнение, скромно вести себя в обществе, умении незаметно, ненавязчиво помочь другому, в бережном отношении к природе и «братьям нашим меньшим», в доброжелательности.
Интеллигентный человек во всем знает меру, он тактичен и не будет злорадствовать по поводу неудач оппонента.
«Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно… Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости», — замечает Д.С. Лихачев.
Он считает интеллигентность признаком нравственного здоровья человека, необходимого для долгой творческой жизни. Интеллигентность – лучший способ общения между людьми, потому что предполагает уважительное отношение к другому. «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым…»[4;с.51].
Классный руководитель: Согласны ли вы с утверждением, что «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью»? В чем, по-вашему, существенное отличие между образованностью и интеллигентностью? (Обращение к эпиграфам урока) Интеллигенция – понятие нравственное, и образование тут неглавное.
«Конечно, образованность нельзя смешивать с интеллигентностью, но для интеллигентности человека огромное значение имеет именно образованность. Чем интеллигентнее человек, тем больше его тяга к образованности. И вот тут обращает на себя внимание одна важная особенность образованности: чем больше знаний у человека, тем легче ему приобретать новые. Новые знания легко «укладываются» в запас старых, запоминаются, находят себе свое место. Способность к приобретению знаний — это тоже интеллигентность»[5; с.629].
Д.С. Лихачев подчеркивал, что интеллигентность – это не профессиональная принадлежность, и в качестве примера глубочайшей интеллигентности он приводил поморов, жителей севера нашей страны.
«Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурой работы, деликатностью и пр., и пр. Поморы были не просто интеллигентные, — они были мудрые»[2; с.171].
«Мне приходилось встречать вполне интеллигентных столяров, ноборщиков, крестьян. В них была приобретенная их специальностью, хорошим знанием и владением своим ремеслом «мудрость».
Классный руководитель: Таким образом, можно сказать, что интеллигентность включает в себя комплекс нравственных качеств, и образование – лишь один из элементов. Интеллигентность может быть присуща любому члену общества, представителю разных профессий: продавцу, рабочему, если он порядочен и честен, добр и благожелателен к окружающим, если он умен и постоянно стремится к пополнению знаний. У интеллигентного человека обостренное чувство социальной справедливости, он следует велениям совести, терпим к инакомыслию.
Какие качества, свойственные интеллигентному человеку, вы можете назвать?
Ответы детей: Доброжелательность, честность, справедливость, терпимость, мудрость, тактичность и др.
Классный руководитель: Вы верно отметили, что в личном общении интеллигентный человек выделяется мягкостью, вниманием к собеседнику, деликатностью. Он аккуратен внешне. Он не шумит, не навязывает вам своего мнения. Ему чужды агрессия и корысть. Он с интересом относится к вам. Среди ваших знакомых есть такие люди? Расскажите о них.
Как, по-вашему, проявляется интеллигентность в юные годы? Спросите себя: интеллигентны ли вы? Подумайте: над чем следует поработать?
Мнения детей.
Классный руководитель: Д.С. Лихачев много раз обращал внимание на то, что «к сожалению, в обществе в целом общая образованность падает, и место интеллигентности заступает полуинтеллигентность»[3; с.170].
«Они воображают, что все знают, обо всем могут судить, могут распоряжаться, вершить судьбами и пр. Они никого не спрашивают, не советуются, не слушают (глухи и морально). Для них все просто. Настоящий же интеллигент знает цену своим «знаниям». Это у него основное «знание». Отсюда его уважение к другим, осторожность, деликатность, осмотрительность в решении судеб других и крепкая воля в отстаивании нравственных принципов» [3; с.172].
Классный руководитель: Исторически интеллигенция была совестью нации, олицетворением борьбы за справедливость. В истории нашего государства были времена, когда заявлять о себе как об интеллигентном человеке означало рисковать жизнью.
В одной из самых ярких работ «О русской интеллигенции» Д.С. Лихачев писал: «Годы борьбы государства с интеллигенцией, были одновременно годами, когда в официальном языке исчезли понятия чести, совести, человеческого достоинства, верности своим принципам, правдивости, беспристрастности, порядочности, благородства. Репутация человека была подменена характеристиками «треугольников», в которых все эти понятия и представления начисто отсутствовали, а понятие же интеллигентности было сведено к понятию профессии умственного труда» [5; с.617].
Итак, определение «интеллигент – это образованный человек, обладающий большой внутренней культурой» не вызывает сомнений. Но еще это — свобода, понимаемая как «независимость мысли при европейском образовании». В условиях деспотизма такая свобода принимает черты «тайной», о которой писали и Пушкин, и Блок. Открыто выражать свои мысли трудно, а скрывать их — еще труднее. Отсюда особое отвращение к деспотизму как специфическая черта русской интеллигенции.
Свобода для интеллигента – это нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли. Совесть в представлении Дмитрия Сергеевича Лихачева – «это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни».
Лихачев считает, что русская интеллигенция выдержала испытание смутными временами, несмотря на жесточайшие преследования.
Было неуважение, презрение к интеллигенции, якобы слабой и нерешительной.
«Создалось неправильное представление об «интеллигенте» Гамлете, как о человеке постоянно колеблющемся и нерешительном. А Гамлет вовсе не слаб: он преисполнен чувства ответственности, он колеблется не по слабости, а потому что мыслит, потому что нравственно отвечает за свои поступки.
Врут про Гамлета, что он не решителен.
Он решителен, груб и умен.
Но, когда клинок занесен,
Гамлет медлит быть разрушителем
И глядит в перископ времен.
Не помедлив, стреляют злодеи
В сердце Лермонтова или Пушкина…
(Из стихотворения Д.Самойлова «Оправдание Гамлета») [5; с.628].
Классный руководитель: Обратимся ко второму эпиграфу нашего урока.
«Высшее образование дает знания, но не интеллигентность. Оно для недостаточно развитого человека даже опасно – как и высокое положение в обществе» («Об интеллигентности»).
Примеров тому, что образование в виде одного-двух-трех дипломов без воспитания может быть утроенное зло, и в истории, и в современной нашей жизни много. Д.С. Лихачев заметил, что «полузнайство, полуинтеллигентность воспитывает определенные, очень опасные черты характера, поведения, отношения к окружающему миру – людям и природе, к истории, памятникам культуры и искусству»[6; с.120].
«Интеллигентного человека характеризует прежде всего уважительное отношение к окружающему и окружающим, сознание того, что он не обладает полнотой знаний, а находится только на пути к знаниям. Поэтому он постоянно пополняет свои знания, особенно в области гуманитарной культуры. Отсюда – осторожное отношение к другим людям и их убеждениям, отрицание насилия как пути к счастью, неверие в принцип «цель оправдывает средства»[6; с.121].
Классный руководитель: У Д.С. Лихачева читаем: «Интеллигент – человек, обладающий умственной порядочностью» [5;609].
Что такое «умственная порядочность», по-вашему? Как вы понимаете это?
Мнения школьников: Образованность, разумность, умственное развитие, способность к духовному творчеству.
Классный руководитель: Давайте назовем качества, свойственные интеллигентному человеку:
- обостренное чувство социальной справедливости;
- приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей;
- следование велениям совести;
- личная порядочность и тактичность;
- способность к состраданию;
- идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию.
Интеллигентность выражает высокий уровень умственного развития и нравственной культуры личности. Интеллигентность проявляется в эрудиции человека, богатстве его знаний и внутреннего мира.
В каждую историческую эпоху к интеллигенции относятся творчески одаренные люди с развитым интеллектом, отличающиеся своим альтруизмом, толерантностью, благоговением перед культурой.
Классный руководитель: Обратимся к письму Лихачева, в котором есть такие строки:
«Многие думают, что раз приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать». Как, по-вашему, можно это делать?
Д.С. Лихачев подсказывает, что надо «Читать, и читать с выбором: чтение – главный, хотя и не единственный, воспитатель интеллигентности и главное ее «топливо».
Классный руководитель: Итак, попробуем ответить на вопросы: зачем человеку необходимо быть интеллигентным? Почему это так важно для общества, для семьи, для него самого?
Ответы детей.
Классный руководитель: Как вы правильно заметили, быть интеллигентом очень непросто, нелегко, требуется терпеливое, неуклонное воспитание, «длинный ряд лет самовоспитания».
«Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил»[4; с.50].
Думается, что интеллигентов в высоком – лихачевском – смысле слова не очень много. Но интеллигенты все-таки есть. Интеллигентные люди в режиме реального времени – это те, кто сопротивляется моральному разложению, обескультуриванию, пошлости.
Напутствием молодому поколению россиян звучат слова Д.С. Лихачева: «В России надо восстанавливать уважение к интеллигенции. Пренебрежительное отношение к интеллигенции губительно для нации» [1; c.61].
Прошу вас подумать над словами Д.С. Лихачева: «Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель»[3; с.172]. Попробуйте доказать этот тезис на основании разных аргументов.
Завершается урок чтением стихотворения А. Вознесенского и поиском своего аргумента или контраргумента — отношения к основному тезису и пафосу стихотворения.
А. Вознесенский
Есть русская интеллигенция.
Вы думали – нет? Есть.
Не масса индифферентная,
А совесть страны и честь.
Есть в Рихтере и Аверинцеве
Земских врачей черты –
Поскольку интеллигенция,
Поскольку они честны.
«Нет пророков в своем отечестве»,
Не уважаю лесть.
Есть пороки в моем отечестве,
Зато и пророки есть.
Такие, как вне коррозии,
Ноздрей петербуржской вздет,
Николай Александрович Козырев –
Небесный интеллигент.
Воюет с извечной дурью.
Для подвига рождена,
Отечественная литература –
Отечественная война.
Какое призванье лестное
Служить ей, отдавши честь:
«Есть русская интеллигенция!
Есть!»
Подросткам предлагается написать (по желанию) эссе на одну из тем:
«Интеллигентность – условие развития личности и общества», «Трудно ли быть интеллигентом?», «Нравственный человек, кто это?», «Человек, которому я хотел бы подражать».
Анализ сочинений-эссе убедительно показал, насколько глубоко и полно подростки умеют объяснить свой выбор, на примере конкретной ситуации мотивировать свои действия.
Многое, безусловно, зависит от личности педагога, его желания проводить подобные уроки, его взглядов на жизнь, веру в возвышающую силу воспитания.
Д.С. Лихачев считал профессию учителя самой главной на свете. Он писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» [2; с.7].
Хочется верить, что педагоги и книги Д.С. Лихачева помогут взрастить новое поколение российских интеллигентов. «Не угашайте духа!»
Литература.
- Д.С. Лихачев – университетские встречи. 16 текстов. – СПб.: изд-во СПбГУП, 2006.
- Лихачѐв Д.С. Без культуры нет учителя // Начальная школа. 1993. №1.
- Лихачев Д.С. Заветное / Д.С. Лихачѐв. – М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство, Отрочество, Юность», 2006.
- Лихачѐв Д.С. Письма о добром. — СПб.: Издательство «Logos», 2006.
- Лихачев Д.С. Раздумья о России.- СПб.: Издательство «Logos», 2006.
- Лихачев Д.С. Русская культура. – СПб.: Искусство – СПБ, 2007.
- Первова Г.М. Поиски современных ценностных ориентиров. / ХVI Державинские чтения: мат-лы общерос. науч. конф. Февр. 2011. Тамбов: издат. дом ТГУ им.Г.Р. Державина, 2011.
- Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в российской истории. – СПб.: изд-во СПбГУП, 2007.
http://pgz-68.narod.ru/zhurnal_vospitanie_shkolnikov-2012-7-s.25-33-statj.pdf