Предисловие

Возродить в XXI веке уважительное отношение к интеллигентности можно, если подойти к решению этой задачи с современных позиций. Наш современник не готов подвергать свое сознание, а тем более психику, воздействию факторов, влияние которых ему неизвестно или малопонятно.

Мы давно привыкли создавать сначала проекты, модели, затем системы, потом управлять ими, совершенствовать, внедрять и т.д. и нам это нравится. Нравится потому, что человек создан по образу и подобию Божьему, он сам является творцом, которому создание чего-либо доставляет удовольствие, а порой и удовлетворение. Создание своими силами системы любой сложности более привлекательно, чем освоение уже готовой, кем-то созданной, почти не знакомой и мало понятной. Этим объясняется предпочтение, отдаваемое нашими современниками занятиям техническим творчеством вместо исследований экзистенциальных практик, например.

Этим же объясняется снижение интереса к гуманитарным наукам вообще. В связи с этим, влияние литературы, в том числе русской классической, в нынешнее время стало гораздо слабее, чем в том же XIX веке и, как следствие, постижение качеств, проявляющихся в интеллигентности, день ото дня становится все менее естественным и все реже встречающимся явлением.

Целью написания данных тезисов[1] является структуризация знаний, в некотором смысле необходимых, в некоторой степени достаточных для осознания с позиций современной теории управления явления, называемого интеллигентностью[2]

Под интеллигентнознанием[3] будем подразумевать совокупность знаний об интеллигентности. Не об интеллигенции, не об интеллигентах, и даже не об интеллигентных людях, а именно об интеллигентности, как совокупности качеств человеческой личности[4].

_____________________

  1. «Тезисы — любое утверждение в научном споре или изложение какой-либо теории, положения, кратко излагающее какие-либо идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа», — http://dic.academic.ru.
  2. На данном этапе под интеллигентностью будем подразумевать «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры», — http://enc-dic.com.
  3. До применения на данном ресурсе, в Интернете очень похожий термин встречается в статье Александра Севастьянова «Апология интеллигенции», — http://www.apn.ru.
  4. Определение интеллигентнознания, как совокупности знаний об интеллигентности, продиктовано давно назревшей необходимостью данную область знаний обозначить, упорядочить, структурировать. И не более. На создание новой науки в данном случае никто не претендует, поэтому ревностные хранители научной истины могут быть спокойны.

См. также:

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

19 − 16 =