Об интеллигентности и ее потенциале

«Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель»
Д.С. Лихачев

Начнем с определения интеллигентности. Определения, не претендующего на истину в последней инстанции, но претендующего на внесение ясности в те соображения, которые здесь будут изложены.

Под интеллигентностью можно подразумевать качество, проявляющееся в стремлении ее носителя жить в идеальном мире. Для человека, обладающего интеллигентностью, мир является идеальным в том случае, если в нем воплощена вся совокупность представлений человечества о красоте, порядке,  справедливости, гармонии, совершенстве.

Из определения следует, что, несмотря на существование большого количества описаний перечисленных категорий, они не могут быть абсолютно объективными для отдельного человека и поэтому понятие интеллигентности является дискурсивным, не исключающим относительность и не допускающим каких-либо догматов.

Значит ли это, что интеллигентность присуща каждому человеку, воплощающему свои идеальные представления о мире? Да, значит. И поэтому, вместо вопроса, интеллигентен человек или нет, более уместным является вопрос, в какой степени он интеллигентен. Интеллигентность является свойством континуальным. На одном конце континуума подразумевается абсолютная интеллигентность, на другом – ее абсолютное отсутствие, т.е. хамство. Под абсолютной интеллигентностью будем понимать воплощение в человеческой натуре совокупности только положительных, — а под абсолютным хамством только отрицательных, — качеств[1]. Человек имеет признаки обоих свойств, находящихся между собой в том или ином соотношении.

Предлагаемая диаграмма[2] развития социально значимых свойств личности дает наглядное представление о качествах, сосредоточенных на концах континуума:

Чтобы определять, насколько тому или иному человеку свойственна совокупность качеств, которую принято называть интеллигентностью, нужно эти качества перечислить, определить или описать[3].

Интеллигентность обладает большим потенциалом как для собственного развития, так и для совершенствования посредством распространения положительного отношения к ней среди членов социальных образований. В пользу данного предположения свидетельствуют следующие факты:

  • Интеллигентность – национальная черта русского народа (может даже рассматриваться, как признак русскости), поэтому у русских людей вызывает, как правило, положительные эмоции.
  • Лучшие представители русской интеллигенции (как дореволюционной и советской, так и современной[4]) способны служить примерами (эталонами, образцами) для тех, у кого нет четкого представления об интеллигентности и ее составляющих.
  • В отличие от однокоренных понятий «интеллигенция» и «интеллигент», понятие «интеллигентность» лишено полисемантичности и наполнено сугубо положительным смыслом, что позволяет апеллировать им четко, конкретно, однозначно, без двусмысленности и неопределенности[5].

Для сохранения русской идентичности, для сохранения России, как суверенного государства в будущем, уже сегодня необходимо создать надежные механизмы формирования уважительного отношения к интеллигентности. Программа по созданию таких механизмов может включать:

  • декомпозицию и конкретизацию элементов комплекса интеллигентности[6];
  • четкую формулировку определений каждого из элементов комплекса интеллигентности;
  • разработку различных, рассчитанных на разные уровни подготовки, методов распространения и популяризации элементов комплекса интеллигентности;
  • разработку, утверждение и внедрение в практику работы образовательных учреждений целей воспитательной работы, ориентированных на формирование положительного отношения к качествам, определяющим понятие интеллигентности[7].

Для воплощения идеи воспроизводства интеллигентности в локальном масштабе могут быть созданы:

  • сетевые ресурсы, содержащие материалы по различным аспектам интеллигентизации отношений[8];
  • лаборатории интеллигентнознания для исследовательской работы исторических аспектов появления и развития интеллигентности, психологических аспектов интеллигентности и ее составляющих, педагогических аспектов интеллигентизации детей и молодежи и прочие;
  • кадровые агентства, оказывающие услуги по подбору персонала с определенными характеристиками и по поиску работы для людей, обладающих качествами, образующими комплекс интеллигентности;
  • университет интеллигентоведения и интеллигентнознания с дистанционной формой обучения по подготовке нравственной элиты российского общества.
  • редколлегии и издательства, публикующие исследования, посвященные интеллигентности и интеллигенции[9].

_________________________
1. Наполнять содержанием понятия «положительные качества» и «отрицательные качества» в данный момент не только не просто, но и не особо необходимо, поскольку интуитивно понятно, что под этим подразумевается.
2. Естественно, что данная диаграмма предлагается лишь как модель инструмента, функциональность которого совместными усилиями может быть сколь угодно усовершенствована.
3. См. Глоссарий терминов, определяющих понятие интеллигентности.
4. Советская власть, решительно отказавшись от ценностей дореволюционной России, попыталась создать свою интеллигенцию, — преданную идеям революции, послушно выполняющую любые партийные решения. Фактически это был процесс по созданию псевдоинтеллигенции посредством поощрения псевдоинтеллигентности.  Но о наличии в глубине русской культуры подлинной интеллигентности власть не подозревала, поэтому истинные интеллигенты появлялись и в среде советской интеллигенции, есть они и сейчас. См. Раздел «Галерея».
5. Категорию людей, имеющих высшее образование, называют интеллигенцией, а ее представителей — интеллигентами. Но интеллигентами, также, называют людей, являющихся носителями интеллигентности, независимо от того, имеют они высшее образование, или нет.
6. См. Рабочее определение комплекса интеллигентности.
7. См. Цели воспитательной работы в учреждениях общего среднего, профессионального и дополнительного образования.
8. См., например, подборку материалов Александра Бангерского «Об интеллигенции и интеллигентах» в ЖЖ.
9. Например, журнал «Интеллигенция и Мир», издаваемый НИИ интеллигентоведения при Ивановским государственным университете.

г.

К РУБРИКЕ:

Об интеллигентности и ее потенциале: 1 комментарий

  1. «Возникнув как отражение действительности и концентрируясь в индивидуальности, данное качество выступает как основание сознательной деятельности, направленной на переделывание действительности. Изменение же действительности влечет за собой воспроизводство интеллигентности. Основными факторами формирования интеллигентности являются: поиск человеком смысла жизни; конвенционализм; способность к абстрагированию, идеализации, интерпретации; устремленность от настоящего к будущему, в которых соприсутствуют и объективное и субъективное начала.

    Данный «механизм», во-первых, позволяет рассматривать процесс формирования интеллигентности как процесс созидания, переживания, а не как следование кем-то и когда-то установленным нормам и требованиям и, во- вторых, подтверждает представление об интеллигентности, как качестве, которое возникает и существует как сгусток общественных связей, устанавливающихся между людьми в процессе ценностно ориентированной деятельности» (Келеман Л.А. Гуманистические перспективы интеллигентности).

    «Спасение у России одно – ждать, когда сам народ станет интеллигенцией. Но когда это будет, никто не знает» (Краснохолмский А. Интеллигенты).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

три × 2 =