«Чувство собственного достоинства — уважение к себе, видение в себе положительных качеств и в связи с этим нежелание индивида быть униженным, совершать что-либо постыдное» (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, — psychology_pedagogy.academic.ru).
«Чувство собственного достоинства есть долг человека перед собой и должно присутствовать у каждого человека с рождения» (Как развить в себе достоинство, — xapaktep.net).
Как качество личности достоинство является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.
«Безусловно, важнейшее качество интеллигента – уважение человеческого достоинства. Своего, собеседников и людей вообще. Очевидно, что именно поэтому настоящие интеллигенты часто становятся правозащитниками и пропагандистами высших ценностей – таковы примеры А. Сахарова, Д.С. Лихачева и др.» (Пестерева Е. Как сделать речь более интеллигентной).
«Когда я думаю, что такое интеллигентность, то прихожу к выводу, что вместе с дипломом ее не получают. Можно иметь прекрасное образование и при этом быть хамом и негодяем. Тата была глубоко порядочным, тактичным человеком, с развитым чувством собственного достоинства. Вот это и есть истинная интеллигентность, которая свойственна и многим простым людям» (Шмидт С. Сын своего отца).
«Как и значительная часть старой русской интеллигенции, отец более всего ценил непопранное человеческое достоинство, право свободно мыслить. И в старых порядках отвергал прежде всего ущемление этого права, насильственные пути. Он верил в силу убеждения, рисовал себе свободные, открытые трибуны, форумы, где из столкновения мнений рождается истина!» (Волков О.В. Погружение во тьму).
«Вспомните Грибоедова: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Это же девиз интеллигенции: служить не за страх, а за совесть, верой и правдой; служить, но не ронять своего достоинства, не холопствовать и не холуйствовать. Это плохо? Не думаю» (Протоиерей Игорь Прекуп, Интеллигенция и Церковь: почему “и”?).
«Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего» (Билюк И.Что такое интеллигентность: определение, примеры. Образованный, культурный и интеллигентный человек).
Достоинство — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания достоинства — интерес к достоинству как качеству личности, уважительное отношение к людям, обладающим достоинством, стремление обладать собственным достоинством, критическое отношение к проявлению превосходства.
«Настоящему интеллигенту присуще острое чувство собственного достоинства и чести. Он никому не позволит задеть свою честь, унизить свое достоинство. Именно поэтому он всегда поддержит, защитит честь и достоинство других людей» (Бессонов Б.Н. Задачи интеллигенции в русской истории и современность: трудности самоопределения).
«Чувство собственного достоинства, как и любовь, не являются производными природных инстинктов. Жизнь – соткана из противоречий. В прежние эпохи «били челом» (кланялись, а частенько и вставали на колени) перед образами и перед господами. Но, тем не менее, даже крестьяне обладали чувством собственного достоинства. Оно всемерно поощрялось в любом сообществе и служило залогом уважения со стороны соседей, родственников, земляков. Оно проистекало из ответственности за жизнь своих домочадцев. Крестьянин постоянно принимал самостоятельные решения: сам рыл колодец возле дома, сам рубил сруб. Шел охотиться в лес и знал, что только от его смекалки и зоркости зависит – голодными или сытыми будут жена и детки. Крестьяне, особенно из зажиточных, стремились ходить степенно, разговаривали неспешно, решения принимали, лишь тщательно взвесив все «за» и «против». Чувство собственного достоинства воспитывалось у молодых старшими по возрасту, но и сами старшие должны были соответствовать высоким требованиям, предъявляемым юнцам. Это – сугубо мужское чувство. Многие из-за него погибали – в открытом бою, на дуэли или надсаживались от непосильного труда. Высшим проявлением этого чувства является понятие чести» (Покровский Ю.Н. Об интеллигенции. Реквием. Ч. 1.).