Нравственность

«Нравственность — ос­мыс­лен­ность че­ло­ве­че­ской деятель­но­сти в той ме­ре, в ка­кой она за­ви­сит от ре­ше­ний са­мо­го дей­ст­вую­ще­го субъ­ек­та и во­пло­ща­ет­ся в его от­вет­ст­вен­ном су­ще­ст­во­ва­нии» (Большая российская энциклопедия, — https://bigenc.ru).

«Нравственность как качество личности –  способность следовать правилам поведения по отношению к самому себе, которые согласованы с совестью, с достоинством, долгом и честью, соответствуют законам мироздания, этическим нормам, основаны на проявлении положительных, самых лучших качеств личности» (Ковалев П.Д.Нравственность, — http://podskazki.info).

Как качество личности, нравственность является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.

Нравственность входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«В 30-годы XIX века представления об интеллигенции были связаны с идеалами «нравственного бытия» как основы просвещения и образованности и дворянским долгом служения России. В аналогичном ключе трактуется интеллигенция западниками и славянофилами в лице В.Г. Белинского, А.И. Герцена, A.C. Хомякова и др.

Под интеллигенцией они понимали достаточно широкий слой людей, состоящий из представителей всех сословий. Важнейшими для определения критериев интеллигенции, и те и другие считали личностные характеристики, однако расходились по поводу понимания характерных черт интеллигенции. Если западники основой развития, свободы и самостоятельности человека считали образование, то славянофилы — нравственность» (Кошелева Л.А. Интеллигенция как феномен русской культуры).

«Высокая нравственность» и «служение идеям социального мессианства» акцентируются в период до революции и в настоящее время, но никак не отмечены в советскую эпоху. Оценочный признак «социальное поведение, характеризующееся индивидуализмом, неспособностью к дисциплине и организации, дряблостью, неустойчивостью, безволием, сомнениями, колебаниями и малодушием» становится отличительным понятийным признаком типажа «русский интеллигент» в советское время» (Ярошенко О.А. Эволюция лингвокультурного типажа «русский интеллигент»).

«Что же до судьбы интеллигенции после крушения Союза, то многие ее представители оказались отброшены на самое дно, затоптаны безжалостной толпой нахрапистых и ухватистых дельцов, которым уничтожение социалистического общества полностью развязало руки. Мораль, нравственность, принципы — наличие таких качеств в 90-е у человека автоматически выбрасывало его на обочину» (Алексеева Н. Кто из нас быдло, а кто элита — разберемся?).

Нравственность как признак интеллигентности — интерес к нравственности как качеству личности, уважительное отношение к нравственным людям, стремление быть нравственным человеком, критическое отношение к безнравственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + двенадцать =