«Нравственность — осмысленность человеческой деятельности в той мере, в какой она зависит от решений самого действующего субъекта и воплощается в его ответственном существовании» (Большая российская энциклопедия, — bigenc.ru).
«Нравственность как качество личности – способность следовать правилам поведения по отношению к самому себе, которые согласованы с совестью, с достоинством, долгом и честью, соответствуют законам мироздания, этическим нормам, основаны на проявлении положительных, самых лучших качеств личности» (Ковалев П.Д. Нравственность, — podskazki.info).
Как качество личности, нравственность является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.
«Прежде всего интеллигентность сопряжена с нравственностью, понимаемой как «переживание», сочувствие, содействие, сопричастность к судьбам человечества. Это состояние, которое Ф.М. Достоевский выразил формулой: «когда ты за все и за всех виноват»» (Веремчук А.С. Проблема формирования интеллигентности в высшей школе).
«Высокая нравственность» и «служение идеям социального мессианства» акцентируются в период до революции и в настоящее время, но никак не отмечены в советскую эпоху. Оценочный признак «социальное поведение, характеризующееся индивидуализмом, неспособностью к дисциплине и организации, дряблостью, неустойчивостью, безволием, сомнениями, колебаниями и малодушием» становится отличительным понятийным признаком типажа «русский интеллигент» в советское время» (Ярошенко О.А. Эволюция лингвокультурного типажа «русский интеллигент»).
«Для интеллигента важно соблюдение нравственных норм, которые позволяют соотнести возрастающие потребности с возможностями их удовлетворения только справедливыми методами» (Красникова В.П. Природа интеллигенции).
Нравственность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания нравственности — интерес к нравственности как качеству личности, уважительное отношение к нравственным людям, стремление быть нравственным человеком, критическое отношение к безнравственности.
«Интеллигентность несовместима с нетерпимостью и непримиримостью по отношению к другим людям. Она нерасторжимо связана с нравственностью, понимаемой не как комплекс моральных качеств и не как следование общепринятым заповедям и нормам, но как познание ценностей особенного, другого, как установка на понимание, сочувствие и содействие. А это значит, что интеллигентность как родовую, имманентную черту интеллигенции следует трактовать как интеллект, помноженный на нравственность, где нравственность определяется как мера человечности в человеке» (Астахова В.И. Интеллигенция в объективе времени: украинский вариант).