Николай Александрович Добролюбов

Русский литературный критик, поэт, публицист.

Представитель «революционной демократии» (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Вид человека, высоко стоящего в нравственном и умственном отношении, обыкновенно действует благотворно на окружающих, возвышает и одушевляет их»
Н.А. Добролюбов

«Добролюбов был одним из главных революционных идеологов той эпохи, оказывавший огромное влияние на общественное сознание современников, в первую очередь, на мировоззрение и настроения демократической интеллигенции и разночинной молодёжи. Все вопросы, которые в своих литературно-критических статьях ставил Добролюбов перед читателем, были связаны с главной идеей — пробудить революционное сознание в обществе» (Ковалёва И.Н. Предшественники научного социализма в России: Николай Александрович Добролюбов (1836—1861 гг.) // politpros.com). 

Несмотря на то, что Добролюбов принял самое непосредственное участие в деятельности, приведшей нашу страну к катастрофе, его заслуги перед отечественной педагогикой неоспоримы. А поскольку результат воспитания молодежи в немалой степени зависит от уровня развития педагогической науки, с уверенностью можно сказать, что Николай Александрович внес весомый вклад в методологию интеллигентизации советского общества.

«Говорят, история ничему не учит. Это неправда. Она не учит тех, кто не желает учиться, кто в понимании себя и других удовлетворяется поверхностным, некритическим «снятием» наличной реальности. Между тем, история, это — корневая основа современной жизни. Зрелость её плодов, выражаясь метафорически, в значительной степени зависит от питающих соков её корневой системы» К этой корневой системе следует отнести и творческое наследие Н.А. Добролюбова в решении вопросов, касающихся социальной природы личности, в частности — в решении проблемы формирования нового человека. …

Критика Добролюбовым официально узаконенных воспитательных норм и правил в сфере российского народного образования завершилась созданием концепции творческой социальной педагогики, непосредственно связанной с его философским мировоззрением. Характерно, что в рамках этой концепции были выработаны и сформулированы положения, весьма созвучные инновационным поискам современной отечественной педагогической науки: проблемный метод в преподавании, логико-исторический подход к предмету знания в плане систематического раскрытия всех его структурных и инфраструктурных уровней, диалоговый характер образовательного процесса, учитывающего персональные особенности воспитуемых, экзистенциальный фон их внутреннего мира, интуитивно-игровой и ролевой подтекст взаимного общения. …

Добролюбов требовал строить обучение и воспитание на основе разумности, наглядности, развивать самостоятельность, привычку к самообразованию, активность и творческое воображение, полностью исключить насильственные формы физического и духовного воздействия на учащихся» (Онищенко В.Л. Проблема человека в философском наследии Н. А. Добролюбова: Историко-философский аспект // dissercat.com).

Заслуга Добролюбова состоит, также, в конкретизации необходимых условий успешной педагогической деятельности, обозначении роли учителя, его личности, степени осознания важности своего труда, наличия у него призвания и т.д.:

«Н.А. Добролюбов неоднократно затрагивает в своих педагогических сочинениях актуальный как для того времени, так и для современности вопрос о важности формирования ценностного отношения учителя к педагогическому труду.

Основой формирования такого отношения он видит призвание к педагогическому труду, которое должен осознать человек, собирающийся заниматься этим делом, и которое лично он ощутил в себе, поступая в педагогический институт. «Размышляя об этом звании, — пишет он, — я почувствовал в себе и способность, и желание, и терпение — все, что нужно для этого трудного дела».

Педагогическое призвание, то есть осознание личностной значимости данной деятельности для человека, должно сопровождаться и подкрепляться и осознанием общественной значимости. Николай Александрович твердо убежден, что многие педагогические ошибки допускаются учителями в народной школе лишь потому, что они не осознают ценности своей профессии для общества. «Они не знают, что делают, — пишет автор, — потому что им никто не внушил лучшего взгляда на человеческую природу, на значение образования, на высокую важность звания народного учителя» (Мураева О.Г. Проблема ценностного отношения к педагогическому труду в сочинениях Н. А. Добролюбова // cyberleninka.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

9 − восемь =