Николай Александрович Рубакин

Русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Образованным и интеллигентным человеком можно назвать лишь такого,
кто насквозь таков и проявляет свою образованность и интеллигентность
и в крупном, и в мелочах
»
Н.А. Рубакин

Несмотря на то, что едва ли не половину жизни Николай Александрович Рубакин провел заграницей, своей деятельностью, публикациями и поступками он оказал огромное влияние на осмысление советской интеллигенцией своего предназначения. О том, какой вклад в постижение понятия интеллигентности внес знаменитый библиограф, сформулировал его коллега, современный интеллигентовед Аркадий Васильевич Соколов:

В «Письмах к читателям о самообразовании», впервые опубликованных в 1911 году и переизданных в 1913 и 1919 годах, автор задает вопрос: «Что такое образованный, интеллигентный человек?» и отвечает на него следующим образом: «Интеллигентный человек — это такой человек, который на­столько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себя их действительным выразите­лем». Здесь же Н.А. Рубакин перечисляет признаки, входящие в понятие «интеллигентность»:

1) Образованность, предполагающая «разносторонние, точные, до­стоверные знания, на которые должно всегда опираться, умение вдумы­ваться, оценивать и понимать». Но ученость еще не образованность. «Действительно образованный человек, — подчеркивает Рубакин, — не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, — мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний». «Человеком действительно образованным» Рубакин называет не кабинетного учено­го, а того, кто не забывает о злобе дня и готов «в любой момент, в случае нужды явиться выразителем потребностей и нужд окружающей обще­ственной жизни».

2) «Умение вдумываться, оценивать, понимать окружающую действи­тельность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления». Это свойство в нашей фор­муле интеллигентности называется «креативностью».

3) Особенно настойчиво народник Рубакин подчеркивал альтруизм интеллигентного человека, способного «проникнуться до самых своих основ духом общественности»: «действительно образованный и интел­лигентный человек не может быть образованным про себя и только для себя. Он — образованный для всех, он — одно из светлых явлений в том уголке, где он живет; он — источник, он — естественный распространи­тель света и вообще добра в своем уголке».

4) «Отзывчивость, способность не только видеть и понимать окружа­ющую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, умение ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания». «Образованный человек, — повторяет Рубакин, — должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исклю­чительности, и на каждое с ним несогласное мнение он не может не смотреть прежде всего как на факт, который нужно узнать и признать как таковой». Отзывчивость в интерпретации Рубакина есть не что иное, как «толерантность», отличающая интеллигента от интеллектуала.

5) Активность, которая «заключается не в том, чтобы приспосабли­ваться к окружающей среде, а чтобы, напротив, в этой самой среде и даже в любой среде прокладывать дорогу для проявления своего ума, чувства, воли, творчества. Активность — это наступательное отношение к жизни, активность в конечном итоге сводится к умению вести свою линию, не считаясь с препятствиями, обходя их, а то и устраняя путем борьбы».

Суммируя сказанное, можно получить «формулу интеллигентности», по Рубакину, которая выглядит так: образованность + креативность + альтруизм + толерантность + активность» (Соколов А.В. Поколения русской интеллигенции // spblib.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

семнадцать − пять =