Владимир Иванович Вернадский

Российский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель.

Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1912); один из основателей и первый президент Украинской академии наук (1918—1921). Создатель научных школ и науки биогеохимии. Один из представителей русского космизма.

Лауреат Сталинской премии I степени (1943) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Ноосфера — это царство человеческого разума»
В.И. Вернадский

Благодаря огромной ценности знаний, накопленных Вернадским за годы своей научно-исследовательской деятельности, советская власть относилась к нему, можно сказать, снисходительно. Вместе с тем, контроль над Владимиром Ивановичем, осуществляемый ею, был пропорционален масштабу его личности, поэтому, издаваемые в советское время источники содержали много купюр и не давали полного представления об общественно-политических взглядах и гражданской позиции ученого, нередко с официальной идеологической доктриной не совпадавшие.

«Вернадский резко осуждал «красный террор», но призывал не к мести, а к «нравственному возрождению».

Вернадский видит новую Россию единым и великим государством, федеративным или с автономными провинциями. Он противник любой диктаторской власти и не мыслит эффективного развития государства «при бесправном de jure или de farto — положении творческих производительных сил страны, из них главнейшие — крестьянство и интеллигенция. …

Он пишет: «Крупные неудачи нашей власти — результат ослабления ее культурности: средний уровень коммунистов — и морально, и интеллектуально — ниже среднего уровня беспартийных. Он сильно понизился в последние годы — в тюрьмах, ссылке и казнены лучшие люди…» (Леонова Л.С. К 150-летию В. И. Вернадского. Гражданская позиция ученого и мыслителя // cyberleninka.ru).

Сегодня выясняется, что были у Вернадского претензии к власти, но, как и многие советские люди, он верил в коммунистическую идею, верил в светлое будущее человечества и связывал его с царством человеческого разума — ноосферой.

«… кем же был – и является – В.И. Вернадский как личность в потоке истории: личностью, вовлеченной в этот поток, захваченной им, но наряду с этим самой этот поток созидающей, придающей ему содержательный смысл и разумную форму? Другими словами, кем был Вернадский?

Ответ может быть представлен в виде следующих тезисов. Вернадский был:

— украинцем – по родителям и родословной;
— славянином, прежде всего русским и украинцем, по культуре;
— правдоискателем, праведником, правозащитником – по совести, категорическому нравственному императиву, вослед своему старшему собрату В.Г. Короленко, достойно занявшему свое место в ряду славянских – и не только славянских – подвижников, борцов за правду-истину;
— либералом, интернационалистом, патриотом, социалистом – по общественно-политическим убеждениям, образу жизни и характеру социальных действий – поступков;
— пассионарием – по эмоциональному складу;
— жителем Земли и Космоса, – по мироощущению и миропониманию;
— человеком ноосферы, намного опередившим свое время и как ученый, организатор науки, и как философ – по общекультурному своему положению в нашем ноосферном пространстве-времени, к которому принадлежим мы сами и к которому, будем надеяться, будут принадлежать наши ближние и отдаленные потомки.

Может показаться странным причисление Вернадского к социалистам. Однако если суммировать размышления его на тему «Советский социализм и ноосфера», то в итоге приходишь к следующему выводу.

Советский социалистический строй в основе своей представлял собой, по Вернадскому, не что иное, как в определенной своей части удавшуюся попытку государственного созидания ноосферы. Решающая роль в этом принадлежала, во-первых, фундаментальной и прикладной науке и, во-вторых, народным массам (рабочим, крестьянам, интеллигенции) и их социальным организациям» (Мочалов И.И. Владимир Вернадский — украинец, славянофил, либерал // ng.ru).

Как убеждаемся, роль интеллигенции в создании ноосферы Вернадский не только не умалял, но и подчеркивал. По мнению ученого, она заключается в приоритете научной истины и преданности русской интеллигенции гуманистическим идеалам:

«В.И. Вернадский использовал термин ноосфера с 1936 г., определяя его как неизбежная, естественная стадия развития биосферы Земли, по достижении которой окружающая человека природа будет рационально преобразована научной мыслью и коллективным трудом для удовлетворения растущих потребностей человечества. К сожалению, академик Вернадский не успел оформить свои размышления в виде монографии или учебника. Прижизненно были опубликованы только «Несколько слов о ноосфере» в академическом журнале «Успехи современной биологии» (1944. Т. 18. Вып. 2. С. 113−120), но эти «несколько слов» поистине «томов премногих тяжелей», потому что в них – квинтэссенция естественно-научной концепции ноосферы академика Вернадского, отражение двух близких ему духовных устоев русской интеллигенции: приоритет научной истины и преданность гуманистическим идеалам.

Приоритет научного познания выразился в следующих утверждениях. Благодаря цефализации, развитию разума и разумного труда, человек стал крупнейшей геологической силой, способной управлять биосферой в собственных интересах. Он охватил всю биосферу, заполнил географическую карту Земли и расселился по всей поверхности; в будущем он, вероятно, выйдет за пределы своей планеты в космическое пространство.

Интеллигентский гуманизм обусловил оптимистическую убеждённость автора в том, что в эпоху ноосферы произойдут коренные изменения не только «лика планеты», но и исторического процесса. Вернадский описывал идиллию, когда «впервые в истории человечества интересы народных масс определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости». Вместе с тем он предупреждал: «Перед человеком открывается огромное будущее, если он не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление». Это предупреждение естественно в устах интеллигента-учёного, для которого наука неотделима от этики и социальной ответственности» (Соколов А.В. Восхождение к ноосфере. Библиофутурологические сценарии // ntb.gpntb.ru).

Коммунизм в обозначенном его основоположниками виде возложенных надежд не оправдал, поскольку не состоялся. Однако, это вовсе не значит, что такая же участь ждет царство человеческого разума.

«Опубликованные в конце жизни Вернадского «Несколько слов о ноосфере» являются данными его науки, и они приводят ученого к твердому убеждению:

— Можно смотреть на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим!

В устах Вернадского такие слова звучат грозно и сильно, как набат» (Гумилевский Л.И. Вернадский // vgpgk.vrn.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять × четыре =