Принципы целеполагания

Как нетрудно заметить, кроме отдельных, очень приблизительных и ни в коем случае не претендующих на роль образцово-показательных примеров, никаких конкретных методик достижения целей здесь не приводится. Делается это сознательно, по одной простой причине, — никто, кроме родителя или учителя, не знает, как лучше заинтересовать того или иного ребенка тем или иным качеством, в какой момент и какими средствами. Однако, предложенный вариант постановки целей отвечает требованиям нескольких принципов, соблюдение которых позволит адаптировать его к имеющимся конкретным условиям.

Первый и основной из них, это принцип обоснованности, под которым подразумевается следующее. В отличие от остальных, интеллигентность характеризуется суммой характеристик множества человеческих качеств, поэтому, ни одно из них не подразумевает под собой того количества требований, какое интеллигентность предъявляет своему носителю. Как отметил составитель психолого-педагогического словаря Е.С. Рапацевич, «… нет ни одного положительного нравственного качества, которое было бы чуждо интеллигентности»[1]. Качества, нашедшие отражение в трех группах, соответствующих возрастным категориям, представляют собой совокупность тех же качеств, которые в алфавитном порядке представлены в Глоссарии. В Глоссарий попали не все существующие в русской культуре положительные качества (всего их насчитывается порядка 750), а только 105 тех из них, по которым имеются подтверждения в виде цитат о том, что, согласно определению интеллигентности[2], каждое и них отвечает «социальным ожиданиям, предъявляемым обществом к людям, занятым умственным трудом…». Поэтому, при добавлении или замене одного качества другим, необходимо убедиться, что добавляемое (заменяемое) качество относится к числу ожидаемых.

Например, такое качество, как сообразительность, может быть внесено в список качеств, образующих понятие интеллигентности, поскольку отвечает социальным ожиданиям, предъявляемым обществом к людям интеллигентских профессий. Подтверждением этому может служить, допустим, эта  цитата: «В отличие от земледельца и ремесленника, для которых сообразительность не является орудием труда, сообразительность интеллигента выступает средством труда, которое он помещает между собой и предметом своего труда (идеями, вещами, людьми)» (Назаров Ю.Н., Возилов В.В. Роль интеллигенции в управлении обществом). Чем больше таких цитат, тем обоснованней выбор добавленного качества.

Второй принцип, на котором следует сосредоточить внимание, это принцип соответствия (или конгруэтности), предполагающий необходимость учитывать существующую взаимосвязь не только, между разделами «Определение интеллигентности» и «Воспитание интеллигентности«, но и связанным с ними подразделом «Опросник для измерения потенциала интеллигентности» раздела «Измерение интеллигентности«. Чтобы существующая между этими рубриками согласованность не была нарушена, любое изменение в Глоссарии необходимо сопровождать соответствующими коррективами не только целей, но вопросов теста. Это актуально в том случае, если мониторинг результатов воспитательной работы осуществляется с помощью предлагаемого здесь опросника.

Например, если в перечне целей субъектность заменена на сообразительность, например, то пара предлагаемых вариантов ответов под номером 96 в тесте должна быть заменена на варианты, позволяющие оценить уровень сообразительности вместо имеющихся в нем вариантов, оценивающих субъектность. Если качества не заменять, а добавлять, нумерация вариантов ответов требует соответствующего смещения, что сопряжено с определенными трудностями, поэтому не рекомендуется.

Труднее всего подобрать подходящее название третьему принципу. Пусть это будет принцип целостности, под которым будем подразумевать распределение персональной ответственности между участниками воспитательного процесса за достижение целей по тому или иному качеству таким образом, чтобы к концу периода обучения каждый выпускник имел целостное представление об интеллигентности и ее составляющих. В начальной школе всю ответственность берет на себя учитель, в средней школе — она распределяется между учителями-предметниками, в старшей — координирующую функцию берет на себя классный руководитель, а остальная ответственность (постановка целей по каждому качеству, подбор материала и его усвоение) ложится на каждого из старшеклассников персонально.

Понятно, что сложнее всего дело обстоит с распределением качеств между учителями-предметниками. Упростить задачу можно с помощью малого педсовета или «под запись», организованную классным руководителем. На степень удобства и разрешимости данной задачи существенно способна повлиять специализированность учителей на тех или иных качествах согласно специфике преподаваемых предметов и соответствующим возможностям реализации воспитательных возможностей уроков.

Четвертый, это принцип осознанности (или когнитивности). Предложенные здесь цели воспитательной работы исключают любые проявления безучастности, — чаще всего находящие выражение в равнодушии и формализме, — как со стороны воспитателей, так и со стороны воспитуемых. Рассчитывать на изменения отношения ребенка к любому качеству без понимания им, для чего это нужно, нельзя. Поэтому, первое, что необходимо сделать взрослому человеку перед тем, как ориентировать ребенка на овладение каким-то качеством, это показать ему существующую потребность, удовлетворению которой данное качество предназначено. А это нужно хорошо осознать самому координатору (воспитателю) и оказать помощь в достижении осознания своим подопечным. Кроме статей «Отношение к интеллигентности» и «Кластеры качеств» настоящего раздела, помочь в этом способны и другие источники.

Например: «Особенно важно сказать об имидже (внешнем и внутреннем облике) будущего специалиста. Что касается внешнего вида выпускника техникума, колледжа, то он обычно испытывает влияние общепринятых норм культуры, моды и других обстоятельств. От самого студента во многом зависит выработка высоких качеств его внутреннего имиджа, в которых проявляются развитые потребности:
— эрудиция (начитанность, глубокие познания в различных областях человеческой деятельности);
— развитой интеллект (творческое мышление);
— высокая культура человеческого общения;
— свободное владение одним-двумя иностранными языками;
— умение пользоваться компьютером;
— высоконравственное поведение.
Для XXI столетия характерны всестороннее развитие потребностей и высокий имидж специалистов»[3].

Кроме осознания ответа на вопрос «Зачем?», юношам и девушкам полезным будет осознание ответа на вопрос «Для чего?». Для этого необходимо внимательно прочитать статью «Что такое интеллигентность?» и осмыслить находящийся в ней рисунок.

Соблюдение пятого принципа, принципа субъектности, как и предыдущего, важно как взрослым, так и детям. Его смысл сводится к тому, что в основе формирования интеллигентности лежат желание, готовность, стремление самого ребенка стать носителем лучших человеческих качеств. И, если он занимает потребительскую позицию, никакой активности в их постижении не проявляет, необходимо вернуться к реализации неиспользованного потенциала предыдущего принципа и попытаться найти другие мотивы, более привлекательные для ребенка. В остальных же случаях усилия по овладению качествами должны прилагаться детьми самостоятельно, целенаправленно, ответственно в указанном взрослыми наставниками направлении.

Лучше, если это будет выполнение с помощью Интернета творческих заданий на заданную тему (например, подготовить в электронном виде материал (доклад, реферат) о конкретном качестве или качествах, необходимых в походе (при сдаче экзаменов, для выполнения совместной работы и т.п.)) с последующим обсуждением. Роль наставника при этом сводится к постановке перед детьми целей и координация их совместной деятельности на каждом из  этапов.

Основная задача учителей и родителей заключается в том, чтобы их участие в самосовершенствовании детей было ненавязчивым и ощущалось ими, как можно меньше.

__________________________
1. Психолого-педагогический словарь. Интеллигентность / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. / Интеллигентность.
3. Борисов Е.Ф. Основы экономики / Потребности общества и способы их удовлетворения.

Принципы целеполагания: 1 комментарий

  1. «Если раньше человек вне семьи воспитывался церковью и школой, то сегодня человек представляет собой незащищенную систему для ее разрушения взаимоисключающими стандартами, которые прививаются ему не только семьей, школой, церковью, но и через СМИ, литературу, искусство.

    Решить вопрос спасения целостности индивида на уровне педагогики как атрибута системы не представляется возможным, если не пересмотреть реальные требования, которые предъявлялись к педагогике во все времена урбанистического развития общества — быть одним из главных подрядчиков стандартизации человека в сообществе. Либо педагогика как структура займет в обществе соответствующее место, когда она должна полностью влиять на процесс формирования человеческой психики, либо ей суждено занять место исполнителя функциональных процессов по освоению и передаче ученикам доступных основ общеобразовательных предметов» (Шикунов Г. Трактат по педагогике).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

14 − тринадцать =