Виктор Сорока-Росинский

Российский и советский педагог.

Создатель (1918—1920 гг.) известной Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского (Республика ШКИД) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«На вопрос о его интеллигентности соседка по коммунальной квартире
назвала его интеллигентом в кубе»

Е.А. Спалва

Сам Виктор Николаевич Сорока-Росинский был человеком интеллигентным и значение интеллигентности для молодого советского государства хорошо понимал. Поэтому, из вчерашних беспризорников старался вырастить людей интеллигентных. По той же причине, на работу в созданную им школу брал не по диплому о высшем образовании, а по степени свойственной интеллигентности, — «работа которых, — писала Н.К. Крупская, — ничего общего с задачами, поставленными советской властью, не имеет», — что послужило формальным поводом для отстранения талантливого педагога от дел.

«Одна из бывших учениц педучилища Горно-Алтайска Лина Тимченко, ставшая педагогом в Запорожье, в своих воспоминаниях отметила и особую внешность Виктора Николаевича (лицо интеллигентное, аккуратно подстриженные темные волосы, курчавая темная бородка, синие с очень толстыми стеклами очки), и небогатый его наряд (гимнастерка, брюки военного образца), и ровный, спокойный характер (никогда не повышал голоса, был требовательным, но справедливым), и необычайную проницательность (видел в своих ученицах то, что они сами в себе не замечали). Настоящий восторг вызвала методика преподавания русского языка: «Как он умел преподнести правила по русскому языку! Сколько он сделал для упрощения грамматики! Мы не зубрили правила по учебникам, а заучивали небольшие рифмованные стихи, содержащие в себе и правило, и примеры к нему. Он учил нас грамоте». …

Осознание и осмысление его роли стало возможным много позже, когда мы повзрослели. Теперь я понимаю, что он своим методом преподавания старался сделать из нас образованных интеллигентных людей, настоящих петербуржцев, к числу которых он сам принадлежал» (Шендерова Р.И. Знаменитый универсант Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Страницы жизни // coollib.com).

«Л. Пантелеев: «Благодарны мы Виктору Николаевичу за то, что, собрав нас, полудиких, под кровлей бывшего Коммерческого училища, он поставил себе целью не только обуздать, цивилизировать нас, но и сделать из нас в меру возможностей каждого людей интеллигентных…» И дальше: «Чем была школа им. Достоевского для нас, я понял в 1930 г., когда отмечался 10-летний юбилей Шкиды, и мы с Белых были приглашены на это празднование. Шкида этих времен (5 лет без Викниксора) была типичным детским домом тех лет. Малоинтеллигентный заведующий. Неинтеллигентные, унылые, скучные лица ребят… И я понял, что такое была наша Шкида… Нас лечили трудом, но трудом не физическим, не переплетным делом, не чемоданами, не сапогами и табуретками, а тем, что называется культурой» (Гузынина Т. В. Гордость и боль учителя  // конференция.com.ua).

«Ещё про интеллигенцию замечательный есть момент, когда это слово обращается практически в ругательство.

Словом, фильм получился намёковый и настоящий.

А намёки лучше разгадывать после прочтения «Школы Достоевского» Сороки-Росинского, который ШКиД и создал. Замечательный был педагог и интересный, интеллигентный человек» («Республика ШКИД» и школа им. Достоевского // diary.ru).

«А из требующейся в воспитании такого «цветника» жёсткости вторая претензия крупная — к условиям воспитания. Дескать, учителя там были кто угодно, но не педагоги. Это, конечно, камень в огород интеллигента-Викниксора, позволяющего себе брать на работу кого-то вроде бывших офицеров (оказывающихся прекрасными воспитателями, а не учителями только потому, что высшего образования не получили из-за Октября), и прочий «интеллигентский элемент» (Рецензии на книгу «Школа Достоевского» // readly.ru).

«С.Я. Маршак, выступая на съезде писателей, назвал школу Достоевского «пролетарским лицеем», намекая на Царскосельский Лицей, так как там дети много читали, изучали иностранные языки, выпускали журналы. Однако это не очень вписывалось в тогдашнее понимание трудовой школы и задачи пролетаризации масс. Школа Достоевского, по сути своей, формировала интеллигентов из беспризорников. Поэтому В.Н. Сорока-Росинский был уволен из созданного им детища» (Христофоров С. Знакомый Викниксор – неизвестный Сорока-Росинский // upr.1sept.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

два × пять =