Владимир Павлович Эфроимсон

Советский генетик.

Участник Великой Отечественной войны.

В феврале 1945 года написал командованию рапорт о случаях изнасилования немецких женщин и детей советскими солдатами. В мае 1949 года арестован по обвинению в дискредитации Советской армии за его докладную 1945 года о красноармейцах-насильниках. Приговорён к 10 годам заключения (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Что делает человека интеллигентным?
Именно интеллигентная мать очень рано подводит ребенка к вопросу,
который ему нужно решить: или я – за себя, или я – за других.
Или я – для людей, или люди – для меня»

В.П. Эфроимсон

Наверняка, работая над книгами о генетике гениальности, альтруизма, этики, эстетики, Владимир Павлович Эфроимсон неоднократно задумывался над значением этих качеств для человеческого общества. Исследуя их истоки, делая выводы и обобщения, ученый трудился не для себя, не ради собственного удовольствия или удовлетворения, а для людей, для науки, для горячо любимой им родины. 

«В связи с тем, что в течение всего XX столетия в нашей стране интенсивно шло подавление и истребление людей, умеющих думать и заботиться не только о себе (их еще принято называть «русской интеллигенцией», независимо от профессии и уровня образования), после событий революции и гражданской войны, сталинских «зачисток» собственного народа, Отечественной войны, когда эти люди «в сорок первом шли в солдаты, и в гуманисты в сорок пятом»; а потом снова шли «зачистки» конца сороковых и короткое отступление социальных ледников в шестидесятые годы и снова их наступление… Словом, людей этого типа осталось меньше некоей «критической массы», гарантирующей психологическое здоровье нации. Одним из первых это заметил крупнейший советский генетик и психолог, автор книги «Гениальность и генетика» Владимир Павлович Эфроимсон» («Я призываю вас – помните о том, что я сказал вам сегодня. Помните! Помните!» // bessmertnybarak.ru).

«Символично, что книгу о генетических истоках таланта и этики написал выдающийся ученый и человек, с честью выдержавший испытания, выпавшие на его долю в сталинский период и в годы гонений на генетику в СССР. Три ярко выраженные черты характера в особой степени отличали личность Эфроимсона: страсть к знаниям, любовь к справедливости и стремление к личной свободе» (Голубовский М. Гений и генетика // hr-portal.ru).

«Его судьба, его несгибаемость и его бесконечная, высочайшая человеческая нравственность в таком сочетании большая редкость. Можно быть прекрасным ученым, иметь замечательную голову и быть так себе человеком. Вот Владимир Павлович обладал одновременно высокой нравственностью и огромным дарованием. И он был абсолютно бесстрашный. При том что исключительно интеллигентный» (Людмила Улицкая: «Моя фронда мне ничего не стоила» // elementy.ru).

«Как писал журналист, и я с ним полностью согласен, в Эфроимсоне воплотились лучшие черты русского интеллигента: мощный независимый ум, смелость, фантастическое трудолюбие, патриотизм и мессианство – при разносторонней щедрости, человеколюбии, аскетизме и самоиронии» (Мац А.Н. Вклад В.П. Эфроимсона в иммунологию // instmech.ru).

«Владимир Павлович, и его друзья, его однокашники, члены вот этой плеяды, Кольцовской, были безумными патриотами. … Владимиру Павловичу иногда задавали вопрос: «Почему вы не уезжаете»? он отшучивался. Он говорил: «Я хочу умереть на ступеньках Ленинки, я с собой Ленинскую библиотеку не увезу». Но на самом деле, он был, — сейчас это нехорошее слово, — русским интеллигентом» (Кешман Е. Генетик Владимир Павлович Эфроимсон. «Наше все» на радио «Эхо Москвы» // echo.msk.ru).

Он очень хотел быть услышанным, и, опять же, не ради самоутверждения, не из тщеславия, а потому, что видел, «что в настоящее время, может быть как никогда раньше, решающей силой, определяющей темпы развития, мощь и безопасность нации, становится интеллигенция». Но не та, которая так себя называет, а та, которая создана интеллигентными матерями.

«В 1947 г. заведующий кафедрой дарвинизма и генетики Харьковского университета И.М. Поляков сетовал: «Зря я взял Эфроимсона на кафедру доцентом. Его надо было бы взять в Зоологический музей. Экспонатом. Посадить в витрину и снабдить табличкой – «Человек неразумный. Верит в человеческую порядочность. Вымирающая ветвь. Тупик эволюции. Нуждается в охране» (Кешман Е.А. Памяти Владимира Павловича Эфроимсона // nmb.abvpress.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Владимир Павлович Эфроимсон: 1 комментарий

  1. «В 1985 году в московском Политехническом музее состоялась премьера весьма смелого по тем временам документального фильма «Звезда Вавилова». На показе присутствовала научная общественность. После просмотра на сцене к микрофону стали подходить ученые, которые говорили о трагической судьбе академика. После всех на сцену внезапно поднялся советский генетик Владимир Эфроимсон, наряду со многими коллегами также репрессированный по делу Вавилова, но в отличие от них уцелевший. Он подбежал к микрофону и прокричал:

    — Я не обвиняю ни авторов фильма, ни тех, кто говорил сейчас передо мной! Но этот фильм — неправда! Вернее, еще хуже! Это полуправда! В фильме не сказано самого главного! Не сказано, что Вавилов — не трагический случай в нашей истории! Вавилов — одна из многих десятков миллионов жертв самой подлой, самой бессовестной, самой жестокой системы! Системы, которая уничтожила, по самым мягким подсчетам, 50, а скорее, 70 миллионов ни в чем не повинных людей! И система эта — сталинизм! Система эта — социализм! Социализм, который безраздельно властвовал в нашей стране и который по сей день не обвинен в своих преступлениях. Я не обвиняю авторов фильма в том, что они не смогли сказать правду о гибели Вавилова. Они скромно сказали — «погиб в Саратовской тюрьме»… Он не погиб — он сдох!!! Сдох, как собака! Сдох от пеллагры! Это такая болезнь, которая вызывается абсолютным, запредельным истощением. Именно от этой болезни издыхают бездомные собаки. Наверное, многие видели таких собак зимой на канализационных люках. Так вот: великий ученый, гений мирового ранга, гордость отечественной науки академик Николай Иванович Вавилов сдох, как собака, в Саратовской тюрьме! И надо, чтобы все, кто собрался здесь, знали и помнили это!» (Семенова Е. Закрепощение образования и науки).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × 5 =