Целостность

«Целостность —  развитое самосознание, преодолевающее внутренние и внешние противоречия на основе общечеловеческих ценностей» (Психология общения. Энциклопедический словарь, — http://communication_psychology.academic.ru).

«Целостность (Цельность) как качество личности – способность поддерживать постоянную высшую связь души с Богом; жить в гармонии с законами мироздания; испытывать состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья; быть удовлетворённым от осознания реализации своего жизненного предназначения; не терзаться противоречиями, давлением порочных качеств личности; системно удовлетворять свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности; быть способным отдавать и принимать любовь» (Ковалев П.Д. Целостность (Цельность), — http://podskazki.info).

Как качество личности, целостность является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.

Целостность входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Интеллигент “синхронизирован” с Вечностью. За будничными мелочами он не теряет способность различать что-то более масштабное и важное — вечные смыслы и ценности. С философской точки зрения это можно назвать трансцендентным (т.е. устремленным за пределы сиюминутного существования) и холистическим (целостным) мировоззрением. Причём опирающимся на твёрдую этику. Поэтому важно не просто суетиться по жизни, а оставить после себя действительно что-то достойное для потомков, общества, мировой Культуры. Как в той притче: не просто класть кирпичи, а построить храм» (Калинин С. Как стать настоящим интеллигентом?).

«Любое вузовское образование решает две определенные задачи: дает человеку профессию и формирует его целостную личность. Взаимоотношение этих сторон педагогического процесса подвижно и детерминируется общим контекстом культуры, теорией образования, спецификой школы. …

Университет обосновал и разработал идею формирования российского интеллигента как этического идеала воспитания в высших учебных заведениях. Такая постановка вопроса является перспективной и конструктивной для теории и практики воспитания» (Запесоцкий А.С. Российский интеллигент — идеал воспитания современного специалиста).

«С возрастанием от эпохи к эпохе ее эмпирических и теоретических материалов, с возрастанием информации часто имеют место сомнения в возможностях плодотворного освоения современной культуры. В каждый период аккумулируется определенное содержание культуры, в снятом виде содержащее все самое ценное из предшествующей истории. Кто же способен это адекватно оценить, еще и еще раз проверить, заглянуть в будущее и наметить перспективы развития духовной культуры? Если это кому-то под силу, то только интеллигенции, исторически развившейся до уровня современных потребностей общества.

В наше время глобальных перемен происходит много шараханий в понимании сущности человека, его познавательных возможностей, общественных процессов. С развитием ситуации плюралистического постмодернистского сознания становится все более ясно, что оно не способно к целостности познания. Целостность — это, прежде всего, определенность. Любая определенность чужда плюрализму» (Климова А.В. Интеллигентность и интеллигенция).

Целостность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания целостности — интерес к целостности как качеству личности, уважительное отношение к целостным людям, стремление быть целостной личностью, критическое отношение к противоречивости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять × три =