Михаил Иванович Глинка

Русский композитор.

По выражению В. В. Стасова, «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».

Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-русски»
М.Глинка

Русская интеллигенция неразрывно связана с русской культурой, а русская культура — с русским народом, его особенностями и историей. Без любви к России не может быть интеллигентности, представляющей собой совокупность качеств, считавшихся в русской культуре правильными, положительными, достойными уважения. Те, кто эту любовь испытывал, старались имеющимися средствами показать лучшее, что есть в русском народе, запечатлеть это в деталях, приумножить и увековечить. Одним из основателей русской классической музыки, внесшим огромный вклад в зарождение интеллигентности в том смысле, каком мы ее сегодня понимаем, был композитор Михаил Иванович Глинка.

«Лучшие черты русского искусства: его нравственная сила, его правдивость, его особенная огромная и чистая красота, – представлены в творчестве Глинки, как в операх, так и в одночастных произведениях» (Белкина М. Вечер с Михаилом Ивановичем Глинкой // proza.ru).

Не только признание, но и славу принесла Михаилу Ивановичу опера «Жизнь за царя», главная идея которой – самопожертвование во имя Руси и ее царя.

«Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря по новому стилю) 1836 года в Петербургском Большом театре. Оперу горячо приветствовали Пушкин, Жуковский, Гоголь, Вяземский, Одоевский. … В 1840-х – 50-х годах опера давалась лишь изредка, преимущественно в дни официальных торжеств. Лишь в 60-х годах XIX века, когда театр заполнила разночинно-демократическая интеллигенция, «Жизнь за царя» стала самым репертуарным спектаклем» (Опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Лекции по русской музыке // musike.ru).

А своими увертюрами, — в том числе «Камаринская», — композитор заложил основы русского классического симфонизма.

«Историческую роль «Камаринской» подчеркнул П.И. Чайковский, который писал о русской симфонической школе, что «вся она в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб – в желуде». В сущности, этими же словами можно охарактеризовать значение симфонического творчества Глинки в целом.

Музыкальная картина из русской народной жизни приобрела значимость символа национального музыкального мышления. От этого сочинения протягиваются многочисленные нити к дальнейшим этапам в развитии русской музыки» (Симфоническое творчество Глинки. Лекции по русской музыке // musike.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

девятнадцать + шестнадцать =