Русский поэт, художник и публицист, богослов, философ.
Основоположник раннего славянофильства.
Член-корреспондент Петербургской Академии наук (1856) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Бог не требует ни крови, ни гонений за веру: мечом не доказывают истины. Бог слова покоряет словом»
А.С. Хомяков
К сожалению, влияние богословских, философских и исторических взглядов Алексея Степановича Хомякова на российскую действительность оказалось гораздо меньше, чем они того заслуживают, но даже те из них, которые сумели найти в ней отражение, дают основания причислить их автора к основоположникам качеств, объединенных понятием интеллигентности. Например:
«Одной из заслуг Хомякова является обоснование им принципа соборности, обозначающего свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви» («Портрет А.С. Хомякова» на rusmuseumvrm.ru).
Или:
«Хомяков создает оригинальное православное богословие, в которое входят переработанные мотивы германского идеализма. Подобно немецким романтикам, русская мысль стремится к целостности и делает это более последовательно и радикально, чем романтики, которые сами утеряли целостность» (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма).
Леонид Евстафьевич Владимиров в 1904 году писал:
«Можно сказать, что все славянофильское учение в начальную свою пору есть не что иное, как учение, в разных формах, о духовном складе личности, хотя сами славянофилы нигде прямо не высказывают, что они именно этим вопросом заняты. Славянофилы прекрасно понимали, что все в жизни, в конце концов, сводится к содержанию, характеру и закалу личности» (Владимиров Л.Е. Алексей Степанович Хомяков и его этико-социальное учение).
Следует отметить, что и сам Хомяков был личностью, оказавшей влияние на существующее в русской культуре представление о человеческих качествах, достойных уважения:
«А.С.Хомяков сделан из одного куска, точно высечен из гранита. Он необыкновенно целен, органичен, мужествен, верен, всегда бодр. Он крепок земле, точно врос в землю, в нем нет воздушности последующих поколений, от земли оторвавшихся. …
Старые славянофилы признавали интеллигенцию как выразительницу духа и разума народного, как орган национального самосознания, и отрицали ту специфическую «интеллигенцию», которая потом у нас утвердилась» (Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков).
Олег Михайлов
2020 г.
Алексей Степанович был гордый человек, гордость — основная черта его характера. В стихах своих он часто употребляет слово гордость, это излюбленное его слово. В нем был пафос гордости. Но то не была гордость духовная по отношению к Высочайшему, то была гордость житейская, по отношению к людям. И всего более сказалась эта черта характера Алексея Степановича в его отношении к женщинам. Хомякову пришлось пережить неразделенную любовь.
Спасибо за важное уточнение! См. Гордость (https://narusin.ru/pride/).