Фёдор Михайлович Достоевский

Русский писатель, мыслитель, философ и публицист.

Член-корреспондент Петербургской академии наук с 1877 года.

После смерти признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе,
подчини себя себе, овладей собой, и узришь правду»
Ф.М. Достоевский

Даже поверхностное знакомство с выводами специалистов позволяет увидеть в лице Федора Михайловича Достоевского человека, приложившего немало усилий для того, чтобы наша интеллигенция искала правду не вне себя, а в себе самой, подчинила себя себе и увидела, наконец, правду.

Писатель понимал не только заблуждения радикальной интеллигенции, но и предвидел их последствия:

«Фёдор Михайлович Достоевский, критикуя Запад, стремился разоблачить иллюзию «русского Запада», выявить то в западной культуре, что питало эту иллюзию. Достоевский описал духовные блуждания беспочвенной интеллигенции. …

Описывая коллизии национального духа, Достоевский предвидел роковую безысходность в надвигающейся духовной катастрофе» (Аксючиц В. Прозрения Ф.М. Достоевского // golos.ruspole.info).

Поскольку Достоевский знал, куда выбранная интеллигенцией дорога ведет, он предлагал другой путь — через осознание достоинств собственного народа:

«Достоевский призывает интеллигенцию: «Пусть постоим и поучимся у народа, как надо правду говорить. Пусть тут же поучимся и смирению народному, и деловитости его, и реальности ума его, серьезности этого ума» (Там же).

Призывая судить о нашем народе «не по тому, чем он есть, а по тому, чем желал бы стать», Федор Михайлович предлагал интеллигенции искать свой идеал не в Европе, а в русском человеке, выросшем на православных ценностях:

«К чертам идеала русского человека Достоевский относил: простодушие, честность, искренность, «широкий всеоткрытый ум», «смиренность», «незлобие», братское стремление к воссоединению людей, «всемирность», свободолюбие, милосердие, готовность к служению людям и обществу, жажду правды» (Иванов М.А. Ф.М. Достоевский об интеллигенции, идеале народа и человека // fil.wikireading.ru).

Как и подвергнутая критике радикальная интеллигенция, конечную цель предлагаемого пути писатель видел в достижении всеми русскими людьми человеческого счастья:

«В идеале цель интеллигенции – ликвидировать самое себя: в том смысле, чтобы интеллигенцией стала вся нация. «Я не хочу мыслить и жить иначе, – говорит Достоевский, – как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены и счастливы» (Волгин И. «Не истреблю ради десяти». Еще раз об интеллигенции и революции // volgin.ru).

Около ста пятидесяти миллионов русских, за исключением несмышленышей, умеют читать и писать, но «когда-нибудь» пока не наступило. Может быть, не совсем образованы, но, скорее всего, не достаточно очеловечены.

«Идеи Достоевского об интеллигенции и русском народе не являются лишь исторической данностью. Его подходы к осмыслению общественной жизни и пониманию народа, его любовь к России, его принципы единства интеллигентных сословий с народом и общности задач различных направлений интеллигенции в рамках ответственности перед Россией актуальны и [к огромному сожалению — О.Мих.] таковыми и останутся» (Иванов М.А. Ф.М. Достоевский об интеллигенции, идеале народа и человека // fil.wikireading.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 − три =