Галина Уланова

Советская и российская артистка балета, педагог.

Прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (1928—1944) и Большого театра СССР (1944—1960). Самая титулованная балерина за всю историю советского балета (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

Ее называли богиней танца ХХ ст., непревзойденной и несравненной. «Обыкновенная богиня», – сказал о ней Алексей Толстой, «Человеком другого измерения» называл ее Сергей Эйзенштейн, а Сергей Прокофьев — «Гением русского балета». Может быть, поэтому у современников образ Галины Улановой с интеллигентностью не ассоциировался. Однако, читая об особенностях ее характера, трудно не увидеть в ней, в том числе, по-настоящему интеллигентную женщину.

«Галина выросла в интеллигентной семье и с детства привыкла не показывать своих эмоций. …

Не только в детстве, но и на протяжении всей жизни Уланова была очень сдержанной. Никто никогда не видел, чтобы она плакала или громко хохотала. Ее лицо всегда было невозмутимым, а взгляд – полным достоинства. А если она и улыбалась, то это была едва уловимая улыбка, за что ее сравнивали с Джокондой.

Уланова всегда и во всем любила строгую дисциплину и в годы преподавательской деятельности была крайне требовательным педагогом. Говорила она при этом очень тихо и коротко, поэтому в зале сразу наступала гробовая тишина. Слушая ее, ученики были предельно внимательны и концентрированы, чтобы не упустить ни единого слова.

Так же требовательна была Уланова и к себе. Будучи балериной, она доводила каждое движение своей героини до совершенства, поэтому все ее танцы были идеальны, образы заранее продуманы до мелочей» (Из статьи «Феномен Галины Улановой: Как девочка, которая не любила танцевать и боялась сцены, стала одной из величайших балерин мира»).

«Галина первое время занималась балетом только лишь из чувства долга, которое было воспитано в ней с раннего детства. …

Уланова много читала, импровизировала и размышляла над образами. Это была уже ее собственная система, в основе которой лежало обещание самой себе выполнить то-то и то-то. «Это было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом», — размышляла Галина Сергеевна. …

«В молодости мне везло, — вспоминала Галина Сергеевна. – Мне встречались люди, у которых я училась всему: общению, чистому отношению, даже не отношению – служению искусству. Училась долгу, дисциплине, умению понимать природу, слушать музыку. Разные это были люди, у которых, как у всех живых людей, были свои огромные достоинства и маленькие недостатки». …

В 1990-е годы в Стокгольме проходило торжественное открытие монумента в честь Улановой. Это был первый и единственный памятник русскому человеку за границей, поставленный при жизни. «Почему Уланова?» – спросили журналисты у президента комиссии международного танца ЮНЕСКО Бенгдта Хеггера.

«Галина Уланова – это самая высокая высота в искусстве, – ответил он. – Она не просто блестящая балерина – в мире много блестящих. Ее величие в том, что она в наш очень жестокий век, как никто другой, показала нам, как прекрасны простые естественные человеческие чувства – добро, правда, красота». …

О своем характере Уланова говорила так: «Мой недостаток в том, что я не всегда боролась. Я не очень умею требовать, стучать кулаком. Громко защищать и отстаивать я умею не всегда. Надо просто жить честно и чисто и не делать людям зла» (Из статьи «Слиянье чувства с прелестью телесной…» 8 января – 100 лет со дня рождения Г.С. Улановой (1910 — 1998) – русской балерины»).

Документальный фильм о Галине Сергеевне Улановой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × два =