Пётр Лаврович Лавров

Русский социолог, философ, публицист и революционер, историк.

Один из идеологов народничества (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Без личной критики не добыта ни одна истина.
Без личной энергии не осуществилось ничто справедливое»

П.Л. Лавров

Несмотря на репутацию революционера, в оставленном Петром Лавровичем Лавровым наследии немало того, что, не найдя достойного отклика в сердцах его современников, могло бы сыграть положительную роль в формировании представлений о подлинной интеллигентности у представителей современной интеллигенции. Для обоснования данного тезиса воспользуемся свидетельствами исследователей творчества философа.

«Петр Лаврович Лавров (1823—1900) считал, что историю, в конечном счете, делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство («критически мыслящие личности»). Задаваясь в своей наиболее известной работе «Исторические письма»* вопросами, как шла история, кто ее двигал, Лавров отвечал: «Одинокие борющие­ся личности» (Герасимов Г.И. Роль личности в истории с позиций идеалистического подхода // elibrary.ru).

«В … «Исторических письмах» Лавров пошел иным, отличным от Чернышевского, путем, поскольку «исходит в понимании исторического процесса не из объективных перемен, совершающихся в обстоятельствах, не из данного стихийного хода дел, а из изменения самой человеческой деятельности как предпосылки преобразования действительности… Действительность выступает в его концепции как объект действия, результат приложения воли к историческим обстоятельствам. Он как бы «распредмечивает» исторические события, показывая, что в каждом из них заключена воля отдельных людей, стремящихся достигнуть своих целей» (Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М. 1973. с. 199).

Поэтому главная категория его «Исторических писем» — личность, понимаемая, как носитель нравственного идеала, и как сила, способная изменить общественные формы бытия. Именно личность несет ответственность за исторический прогресс, который Лавров понимал двояко, как «развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощении в общественных формах истины и справедливости» (Лавров П.Л. Философия и социология. Т. 2 М. 1965. с. 54). А спустя несколько страниц разъясняет, как это происходит: «Семя прогресса, — есть идея, которая зарождается в мозгу личности, там развивается, потом переходит из этого мозга в мозги других личностей, разрастается качественно в увеличении их числа, и становится общественною силою, когда эти личности сознают свое единомыслие и решаются на единодушное действие» (там же, с. 88). Само прогрессивное развитие обеспечивается «переработкой» критической мыслью «культуры» (под ней понимается инертный внешний мир) в «цивилизацию» (под ней понимаются общественные формы, отвечающие нравственным и интеллектуальным потребностям человека).

Учение Лаврова о потребностях явилось дальнейшей разработкой той стороны антропологического материализма, в который осуществлялась попытка связать ход общественного развития с материальными нуждами людей, как следствие с причиной. Все потребности он делит на основные и временные. Основные потребности «в значительной мере унаследованы от зоологических предков» (там же, с. 103) и, в этом плане, в какой-то степени составляют «натуралистический элемент в жизни общества» (там же, с. 104). Временные потребности возникают на базе основных в процессе исторической жизни, их конечная цель сводится к удовлетворению основных потребностей, которые распадаются на две группы: Первая — это потребность общежития, полового сближения, родительской привязанности, нервного возбуждения. Последняя эволюционировала в потребность развития, в высшую истинно человеческую форму — совершение сознательной творческой деятельности и стремления осуществить результаты научного познания в жизнь.

Механизм исторической деятельности личности мыслится Лавровым как целесообразный процесс осуществления человеком определенных общественных идеалов.

Понятие цели и идеалов является одним из центральных в мировоззрении русского философа. Человек «подобно всем животным… отвечает действием на впечатления, им получаемые» (там же, с. 391). Действия могут быть осознанными и неосознанными, которые Лавров называет поступками. «Всякий поступок предполагает более или менее ясно сознанную цель и более или менее рассчитано избранные для ее достижения средства» (там же). В целесообразной деятельности личность воплощает свое желание, свои понятия в мир реального бытия. Она ставит себе цель, и эта внешняя реальная цель делается действительным побуждением личности, то есть субъективный мир личности должен реализоваться в действительность. Но человек определяет свою деятельность соответственно своему внутреннему миру, он испытывает воздействие внешней среды, которая определяет возможности этой деятельности. Поэтому постановка цели — всегда переход реального бытия в сознательную действительность, то есть в мир сознания человека. Цель, таким образом, выступает как единство субъективного и объективного.

Цель в своем отношении к идеалу выступает его вторым смыслом. Благодаря фантазии в процессе творчества личность создает вне своего действительного Я другое, идеальное Я, которое остается относительно постоянным при беспрестанном изменении желаний и душевных состояний личности. Это идеальное Я — личное достоинство личности. В идеале-цели рождается «нравственный идеал и сама нравственность» (там же, с. 378), другими словами, рождается личность — интеллигент» (Мелехин В.И. «Исторические письма» Петра Лаврова: современное прочтение // cyberleninka.ru).

«Интеллигенция для П.Л. Лаврова — это критически мыслящие личности. Личность, опираясь на критику, при помощи критики вырабатывает нравственное убеждение, формирует нравственный (общественный) идеал. Теория личности плавно перерастает в учение об интеллигенции, ее роли в общественном развитии.

Проблеме возникновения критической мысли П.Л. Лавров посвятил много работ, эта проблема занимала его в течение всей жизни. Критическая мысль есть основная движущая сила исторического процесса. Интеллигенция, по П.Л. Лаврову, это те личности, которые становятся активными участниками общественного прогресса. … На интеллигенции, таким образом, лежит огромная историческая ответственность, обязывающая ее бороться за прогресс. …

Как просветитель в лучшем смысле этого слова П.Л. Лавров свято верил в преобразующую силу науки и научного знания, нравственности, связывал реализацию своего идеала именно с духовным воздействием на общество этого меньшинства. Духовное и практическое влияние интеллигенции должно преобразовать косность консервативной культуры, ввести массы людей в лоно исторической жизни, создать массам условия для возможности развития. Поистине грандиозная, нравственно высокая задача, к решению которой призывал русскую интеллигенцию П.Л. Лавров. …

П.Л. Лавров был типичным интеллигентом XIX в., на первый план ставивший служение идее, за идеи сосланный в ссылку, за идеи пожертвовавший материальным положением и социальным статусом в обществе, до конца жизни остававшийся «отщепенцем» (Юдин А.И. П.Л. Лавров о проблеме: интеллигенция и народ, интеллигенция и власть // cyberleninka.ru).

«Уникальность таких произведений, как «Исторические письма» Лаврова состоит еще и в том, что они адресованы не только современникам, но и потомкам» (Мелехин В.И. «Исторические письма» Петра Лаврова: современное прочтение // cyberleninka.ru).

Знаменательно, что умер Петр Лаврович в 1900 году, и на протяжении всего ХХ века его взгляды неоспоримо подтверждались. Учитывая роль личности, не исключено, что история России могла быть иной, если бы нравственный идеал самого Лаврова был не тот, который нашел место в словах «Рабочей Марсельезы», а несколько иным.

О философии Петра Лавровича Лаврова:

______________________________

* «Исторические письма» — наиболее известная работа Лаврова. Написана в вологодской ссылке. Первоначально напечатана в еженедельнике «Неделя» (1868, № 1-47 с перерывами и 1869, № 6, 11, 14); по цензурным соображениям была опубликована под псевдонимом П. Миртов; в переработанном виде вышла отдельной книгой в 1870 году и первоначально включала в себя 15 писем. В связи с критическими замечаниями Шелгунова и Козлова Лавров подготовил «Дополнение к «Историческим письмам», которое было опубликовано как статья «По поводу критики на «Исторические письма» в 1871 году. В разные годы об этой работе отзывались Герцен, Ткачев, Плеханов, Кареев, Бердяев, Южаков и др. В 1891 году в Женеве в «Вольной русской типографии» вышло 2-е изд. «Исторические письма» с предисловием и примечаниями автора и с двумя новыми письмами. С тех пор они неоднократно переиздавались на русском и иностранных языках. «Исторические письма» представляют собой попытку решения вопроса о путях и средствах общественных преобразований с позиции революционного народничества» (Мамедова T.Ш. Лавров П.Л. Исторические письма).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пятнадцать + 8 =