Юрий Михайлович Лотман

Советский и российский литературовед, культуролог и семиотик.

Академик АН Эстонской ССР (1990). Лауреат Литературной премии Эстонской ССР имени Юхана Смуула (1987) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Антиинтеллигент агрессивен, интеллигент – скромен, он – первая жертва репрессий»
Ю.М. Лотман

Свой вклад в развитие представлений об интеллигентности Юрий Михайлович Лотман внес пользующимся невероятной популярностью среди советской интеллигенции циклом лекций для эстонского телевидения «Беседы о русской культуре«, ставших значительным культурным событием конца 80-х.

«Разворачивая знаменитую формулу интеллигентности из письма Чехова, Лотман описывает ее и с противоположного интеллигентности полюса — хамства. Наверное, у нас нет лучшей теории хамства, чем лотмановская. …

Единственным лекарством от хамства, вакциной и противоядием, он считал интеллигентность. Упорство в снисходительности, мягкости, вежливости, уступчивости, сострадательности как средство против «зла обычного, каждодневного». Он показывал лежащую в основе хамства психологию ущербности. И опять приглашал вернуться к лекарству интеллигентности — с обязательной внутренней свободой человека и бесспорным уважением самого себя» (Яковлева Е. Связной во дворянстве // rg.ru).

«Такой же интересный и неожиданный вывод делает Лотман, размышляя о природе интеллигентности, в своей работе «Культура и интеллигентность». По его мнению, первое, что определяет интеллигентного человека – развитое чувство стыда. В то время как отсутствие интеллигентности подразумевает развитое чувство бесстыдства. Стыд является этическим фактором запрета для интеллигента, тогда как для неинтеллигента таким фактором запрета служит страх. …

Оба чувства в таком случае являются регулирующими факторами, принадлежат к этическим чувствам, к сфере запретов. Однако страх – принудительный, внешний запрет, а стыд — это добровольный запрет, самоналагаемый изнутри. «Стыд — это чувство свободного человека, а страх — это чувство раба» (Шаповал А. Мыслитель мирового масштаба: 5 привычных явлений с точки зрения Юрия Лотмана // vm.ru).

Уважительное отношение к интеллигентности Юрий Михайлович проявил не только в своих размышлениях о ней, но и собственным поведением. Его ученики вспоминают:

«ЮрМих был лично очень порядочным человеком. Этика и интеллигенция, провозглашаемые им, в том числе и в предлагаемых вам лекциях, прочитанных уже на самом закате жизни для российского ТВ, точно также воплощались в жизнь. Учеником Лотмана «было быть» непросто, и требования, предъявляемые им к ученикам, были не только из области науки, но и этики. Известны случаи, когда очень талантливые молодые ученые, поведшие себя в жизни недостойно, отлучались от общения с ним. Причем, зачастую бесповоротно, ибо личная порядочность в отношениях, входившая в понятие русской интеллигентности, была для него делом принципа.

Известно также, что студентов величал он по имени-отчеству, независимо от возраста. Ибо – уважение. Осознание того, что каждый человек — личность. Ибо – интеллигентность» (О Лотмане и интеллигенции // miky-m.livejournal.com).

Документальный фильм о Юрии Михайловиче Лотмане:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

двенадцать + 4 =