Руководитель отделения Ноосферного образования РАЕН.
Доктор психологических наук, действительный член РАЕН, ACT (Из материалов сайта «Ноосферный город»).
«Интеллигентность – внутренняя культура индивида, обусловленная его высоким нравственным уровнем»
Н.В. Маслова
Если внимательно ознакомиться с определениями интеллигентности и ноосферы, сформулированными Наталией Владимировной Масловой, и хорошенько вдуматься в их содержание, можно прийти к выводу, что ноосфера есть внутренняя культура всех индивидов вместе взятых во всемирном масштабе, а совокупная интеллигентность — это часть ноосферы, образованной лучшими представителями русской культуры.
«Ноосфера понимается нами как среда и эпоха единения индивидуального и коллективного одухотворённого разума, души и интеллекта, культуры и нового качества целостного мышления человека» (Маслова Н.В. Ноосфера. Ноосферное развитие. Ноосферное образование // openedu.rea.ru).
Соответственно, формирование положительного отношения к интеллигентности и качествам, ее образующим, с полной уверенностью можно рассматривать как часть, или один из вариантов ноосферного развития, по крайней мере, России.
«Ноосферное развитие нами предлагается понимать, как ценностно ориентированное соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется с учётом перспективно расширяющихся интересов будущих поколений и Вселенной. …
Ноосферное развитие нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и появление нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления» (Там же).
Поэтому, несмотря на попытки отдельных деятелей дискредитировать усилия Наталии Владимировны по систематизации содержания, технологий и методик образования*, внимание, уделяемое педагогом вопросам нравственного и духовного развития личности, дает основание видеть в ее лице ревностного радетеля качеств, свойственных истинным интеллигентам.
«Главной целью концепции ноосферного образования является не декларация необходимости обращения к духовности и этике образования, а выявление и актуализация истинных истоков нравственности, духовности из глубины внутреннего мира личности. Нравственность как особая форма общественного сознания и вид человеческих отношений является методом и главной стратегической целью ноосферного образования» (Маслова Н.В., Милованова В.Д. Золотой ключик для учителя. Основы ноосферной педагогики / inet-kniga.ru).
«Мир устроен так, чтобы через мечту человек настраивал себя на веру в жизнь, свою нужность, творческую самореализацию. Другого сообразного природе инструмента настройки и ориентации нам не дано.…
Адекватное восприятие и познание – это чудо и норма. В этом проявляется соблюдение законов образования. Однако в современном мире эта норма не гарантирована никем и ничем. Только реинжиниринг (переориентация целей, программ, технологии, методик) образования с принятием специальных законов образования позволит актуализировать гармонизацию личности. …
Напомним абсолютные нравственные принципы … отраженны в великих книгах всех веков и народов: безусловная любовь к Миру и его сущностям; абсолютная вера в закономерное и гармоничное начало жизни; доброта и забота о природе, людях; справедливость, защита слабых; активное участие в гармонизации жизни; сохранение здоровья; трудолюбие; открытость Миру; стремление к раскрытию высшего потенциала своей личности; поддержание традиций народа, семьи; активная честность; устремлённость к познанию Мира.
Глубокие приверженцы системы образования 30-х годов XX века российской истории, труженики школы, высокая российская интеллигенция своим жизненным примером воспитывала предвоенное поколение школьников. Этот истинный патриотизм был востребован в годы Великой Отечественной войны. Мы знаем, как целые классы, например 110-й московской школы, уходили на фронт.
Сегодня, не успевая с переподготовкой учителей в период стремительного развития науки, образование не «отшлифовывает» свой ведущий компонент – учительство, что ведёт к катастрофической дегуманизации образования в целом.
Отсюда вывод: оперативная переориентация системы образования на дополнительную научно-методическую подготовку учительства, воспитателей, психологов, родителей на основе «Закона самоорганизации компонентов образования» быстро исправит кризисную ситуацию в образовании. Это своеобразный «золотой ключик» к двери в искомое и истинное государство разума и нравственности» (Маслова Н.В. Периодическая система законов образования // cosmatica.org).
Наталия Владимировна Маслова о ноосферном образовании:
____________________
* Имеется в виду публикация под названием «Заключение по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма» д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецова и к.ю.н. И.В. Понкина. Но гораздо больше доверия вызывает оценка Аркадия Васильевича Соколова: «Интересен педагогический проект «Ноосферная школа» коллектива единомышленников – психологов, педагогов, философов – под научным руководством доктора психологических наук Наталии Владимировны Масловой. Синтезируя достижения естественных наук и психолого-педагогических практик, «школа человека будущего» содействует активизации духовных и жизненных ресурсов для здорового и устойчивого развития человека и общества. Ноосферное образование – новая психолого-педагогическая система XXI в.» (Соколов А.В. Восхождение к ноосфере. Библиофутурологические сценарии // ntb.gpntb.ru).
Олег Михайлов
2020 г.