Всемирно известный воспитатель, педагог и писатель.
Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым —
это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству»
А.С. Макаренко
Безусловной заслугой Антона Семёновича Макаренко в формировании интеллигентности в советском обществе, обеспечившей ему беспрецедентные успехи в педагогической деятельности, является возведение человеческого достоинства и его составляющих в статус ключевого нравственного приоритета.
«Мы так уважали, мы так любили Антона Семеновича, что нам было стыдно сделать что-нибудь порочащее наше человеческое достоинство. Боясь, что мы можем предстать перед столом Антона Семеновича в положении обвиняемого, мы старались делать так, чтобы не попасть в такое положение, и причинить ему боль. Это чувство неудобства, которое возникает у воспитанников, надо считать самым важным достижением воспитательного воздействия» (Калабалин С.А. Воспоминания об А.С. Макаренко // kommunarstvo.ru).
Апеллируя к чувству собственного достоинства, а также к близким ему гордости и чести, педагог использовал представления своих воспитанников об этих понятиях в качестве точек, опираясь на которые, он переворачивал их сознание и поведение, превращая бывших беспризорников и преступников в благополучных людей, а порой и в настоящих интеллигентов.
«Человек должен уважать себя, должен быть сильным и гордым. …
Он был открытым сторонником чести колонии и очень негодовал, когда кто-нибудь «засыпался». …
… у них была своя организация, свои законы и своя деловая сфера, в которых были и достоинство, и ответственность, и долг» (Макаренко А.С. Педагогическая поэма // litres.ru).
Не исчезали с поля зрения педагога и другие качества, свойственные интеллигентному человеку:
«Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря — он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязательства перед классом. Он должен уметь подчиниться товарищу и должен уметь приказать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным — в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален …» (Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами // az.lib.ru).
К воспитанию в детях качеств, считающихся в русской культуре положительными, А.С. Макаренко призывал и родителей:
Хозяйственная деятельность семьи представляет собой важнейшую арену для воспитательной работы. Именно в семейном хозяйстве воспитываются:
— коллективизм, т. е. реальная солидарность человека с работой и интересами других людей, с интересами всего общества. Коллективизм воспитывается методом приближения ребенка к условиям деятельности родителей, методом участия ребенка в семейном бюджете, скромностью во время избытка и достоинством во время недостатка в семье;
— честность, т. е. открытое, искреннее отношение к людям и вещам;
— заботливость, т. е. постоянное внимание к семейным нуждам и плану их удовлетворения;
— бережливость, т. е. привычка сохранять вещи;
— ответственность, т. е. чувство вины и неловкости в случае порчи или уничтожения вещи;
— способность ориентировки, иначе говоря, умение охватить вниманием целую группу вещей и вопросов;
— оперативная способность, т. е. умение распорядиться временем и работой» (Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Семейное хозяйство).
О себе великий педагог писал как обыкновенный интеллигент, — не без кокетства:
«Я лично человек вовсе не волевой, и никогда не отличался такими достоинствами сильной личности. Вовсе нет. Обыкновенный интеллигент, обыкновенный учитель. Я был только убежден в том, что играть и кокетничать моей интеллигентностью я не имею права» (Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // az.lib.ru).
Олег Михайлов
2020 г.